Как научить ребенка пить из бутылочки: 2 способа и 6 рекомендаций врача

Как приучить ребенка к бутылочке: 3 основных способа и 6 полезных рекомендаций

Использование бутылочки при вскармливании ребёнка – вынужденная мера, касающаяся подавляющего большинства мамочек. И причин тому множество, однако самые распространённые – заболевание женщины, при котором грудное вскармливание противопоказано, или нехватка материнского молока.

Если у одного новорождённого малыша знакомство с бутылочкой плавно перетекает в тесную дружбу, то другой карапуз категорически отказывается пить смесь или сок из другой «тары», кроме маминой груди. В этот момент женщина и другие члены семьи начинают задумываться над тем, как приучить ребенка к бутылочке.

Когда нужно прибегать к бутылочке?

Материнское молоко – идеальная по составу питательная жидкость для каждого младенца. Если вы наладили лактацию, то применение бутылочек в период новорождённости совершенно не обязательно. Но в некоторых ситуациях без них попросту не обойтись.

  1. Если малыша мучают колики, то одним из решений этой проблемы становится допаивание кроху травяными чаями от образования газов и болей в животике. Одним из самых популярных «антиколиковых» средств является так называемая укропная водичка.
  2. Потребность в допаивании у младенца существенно увеличивается в жаркий сезон, при сухом микроклимате в помещении или при повышенной температуре тела. Если грудничок заболел или вы гуляете с ним в жаркий солнечный день, нужно периодически предлагать ему бутылочку. Кроме того, важно помнить, что ребёнок до 12 месяцев должен пить около 120 мл жидкости в сутки, естественно, не учитывая грудное вскармливание. Если малыш пьёт больше воды, то наполненный желудок будет просить меньше пищи, что, конечно, не допустимо.
  3. Чтобы накормить недоношенного ребёнка или компенсировать нехватку молока, приходится прибегать к искусственному кормлению, а, следовательно, к бутылочке. Малыши, которым не давали грудь, очень быстро способны привыкнуть к её «суррогату». Если же грудничок вынужден есть из специальной ёмкости после маминой груди, то привыкание может затянуться. Случается это в разном возрасте – как в 2 месяца, так и в 9 месяцев.
  4. Иногда причина перехода к бутылочке – заболевание матери либо ребёнка. Если женщина принимает серьёзные лекарства, в противопоказаниях к которым указана лактация, от грудного кормления она на время отказывается и малыш вынужденно пьет смеси. Ещё одна предпосылка – непереносимость лактозы (молочного сахара). Обычно достаточно правильно организовать кормление, но иногда требуется и перевод грудничка на низколактозное питание.
  5. Не всегда у женщины получается досидеть весь декретный срок – иногда приходится выходить на работу досрочно. В другом случае кормящей маме приходится отлучаться на продолжительный срок по разным обстоятельствам. Чтобы решить вопрос с кормлением малыша, и нужна бутылочка.

Почему ребёнок отказывается от бутылочки?

Малыш отказался от бутылочки? Подобные ситуации являются абсолютно нормальными. После такой приятной и мягкой маминой груди любая соска покажется жёсткой и неудобной.

К тому же ему может не понравиться скорость поступления смеси, размер приспособления или неприятный запах резины. Но не всегда нежелание есть скрывается в соске, существуют и другие причины.

  1. Чтобы ребёнок отказался от бутылочки, необходима веская причина – например, отсутствие чувство жажды или голода. Если малышу ещё не исполнился год, то график его питания, скорее всего, плавающий. Не хочет есть? Значит, не голоден. А нежелание пить может свидетельствовать о том, что он пока мало двигается и не испытывает потребности в дополнительной жидкости.
  2. После вкусного грудного молока не каждый карапуз с лёгкостью переходит на предложенную молочную смесь, которая к тому же обладает определённым вкусом. Вероятно, содержимое бутылочки для него излишне сладкое или пресное. В этом случае придётся перебрать несколько вариантов искусственного питания.
  3. Слизистая оболочка ротовой полости малыша гораздо чувствительнее, чем у взрослого человека. Вот почему ребёнку и в 5 месяцев, и в год нужно давать питьё определённой температуры – не выше 36-37 °C. Эти параметры не случайны, поскольку именно такой температурный режим характерен для грудного молока.
  4. Если грудничок с неохотой пьёт из детской бутылки, возможно, вы подобрали для него неправильную позу для кормления. Постарайтесь сменить позицию – покормите, взяв его на руку, лёжа, с боковой стороны. Через некоторое время, вероятно, вам удастся обнаружить самую подходящую позу.
  5. Большинство деток, оказавшись в непривычной обстановке (например, в больничной палате), испытывают беспокойство и страх, вследствие чего и отказываются от бутылочки. Если вы подозреваете именно эту причину, попробуйте сменить обстановку и обеспечить крохе максимально благоприятные условия.
  6. Если же карапуз впервые видит бутылочку в 5-6 месяцев во время начала прикорма, он, не понимая смысл этого устройства, начинает с играться с этой ёмкостью. Чтобы избежать подобной проблемы, сразу же капните пару капель смеси на детский язык, что кроха «понял» истинное предназначение этого предмета.

3 основных способа приучения ребёнка к бутылочке

Если малыш в 2 месяца или даже в год питается материнским молоком, научить его пить из бутылочки, конечно, можно, но совершенно не обязательно. Тем более что водой и лечебным сиропом младенца можно напоить с помощью шприца без иголки, ложечки или мензурки.

А вот для искусственника или ребёнка на смешанной «диете» бутылка становится настоящим другом. Чтобы «подружить» их, можно применять один из трёх основных способов.

Способ № 1. Имитация материнской груди

Вы можете научить кроху есть из бутылочки, сымитировав процесс грудного вскармливания. Приложите грудничка, как он привык, разместите на уровне своей груди соску, после чего прикоснитесь ею к щёчке ребёнка, вызывая тем самым естественный сосательный рефлекс.

Кроха сам приоткроет рот, а вам останется вложить в него соску.

Ещё можно показать ребёнку, чем вы собираетесь его потчевать. В приоткрытый ротик выдавите несколько капель заменителя молока. Некоторые сегодняшние смеси по составу максимально приближены к естественному детскому питанию.

Вполне вероятно, что карапуз ощутит приятный вкус и захочет есть самостоятельно.

Способ № 2. Помощь родственников

Ребёнок с первых дней выстраивает ассоциативную цепочку – мамин запах и такое вкусное материнское молочко – и отказывается от любых попыток приучить его ко всяким заменителям. Чтобы успешно дать малышу смесь, иногда требуется поддержка других домочадцев.

Папа или бабушка грудничка, которые никак не связаны с его привычкой получения пищи, могут успешно справиться с поставленной задачей.

Кроме того, подобный метод сохранит грудное кормление, не вытесняя его полностью бутылочкой.

Способ № 3. Хорошее настроение

Ребёнок что в 6 месяцев, что в год не захочет есть, если он раздражён, расстроен, недоволен мокрым памперсом. «Бутылочный» заменитель должен обязательно ассоциироваться с приятными эмоциями и хорошим настроением.

Читайте также:
Анвифен по выгодной цене Анвифен купить в Москве, инструкция по применению, аналоги, отзывы

Попробуйте покормить кроху в обычное время, если же попытка закончится неудачей, дайте ему грудь, а в следующий раз опять дайте ему соску.

Полезные рекомендации

После выбора предпочитаемого способа приучения малыша к бутылочке, лучше придерживаться несколько полезных советов от опытных мамочек и специалистов. Если вы не знаете, как приучить ребенка к смеси, вы можете взять на вооружение следующие рекомендации:

  1. «Дебют» встречи с бутылочкой должен быть ненавязчивым. Поначалу вы можете попросту продемонстрировать крохе новую ёмкость, дать ему в ручки, пока малыш ещё не голоден. А когда он захочет есть или пить, проведите соской по губам. Скорее всего, он сам возьмёт её в ротик.
  2. Если вы не слишком торопитесь, кормите смесью 1-2 раза в день. После предварительного привыкания увеличивайте частоту искусственного вскармливания. Чтобы не вызвать стресс внезапным переходом на заменитель молока, начините приучение как минимум за полмесяца-месяц до предстоящего события.
  3. Если ребёнок категорически отказывается от бутылочек, попробуйте поэкспериментировать с формой и размером сосок, благо их ассортимент огромен. Предложите крохе силиконовые, латексные, ортодонтические насадки. Измените температуру смеси – нагрейте или чуточку охладите искусственное питание.
  4. Безусловно, сытый ребёнок не обязан пить смесь из бутылочки. Однако родитель не должен ожидать, когда малыш чрезмерно оголодает. В ином случае он начнёт капризничать, плакать, отворачивать голову от соски. И, естественно, он не пожелает познакомиться с новым приспособлением для кормления.
  5. Если ребёнку год, вы можете заинтересовать его яркой бутылочкой с картинками сказочных персонажей. Чтобы усилить интерес, позвольте немного покрутить предмет. Объясните, зачем он необходим. Вероятно, малышу понравится идея пить молочко или прикорм из такой красивой вещи.
  6. Если вы хотите успешного привыкания к бутылочке, никогда не заставляйте малыша пить и кушать, не нервничайте и не повышайте голос, желая добиться поставленной цели. Подобные поступки приведут лишь к обратному результату – ребёнок, словно огня, будет бояться этот новый предмет.

Правила кормления из бутылочки

Научить ребёнка есть из бутылочки в определённый момент всё же удастся. После капризов, отказов наступит время, когда малыш спокойно и даже с удовольствием возьмет соску в рот.

Чтобы искусственное вскармливание приносило крохе только пользу, соблюдайте следующие рекомендации:

  1. Вы должны обеспечить малыша достаточным количеством жидкости. Искусственник должен потреблять не только смесь, но и специальную детскую воду, чай, натуральные соки, морсы, компоты.
  2. Если прежде вы кормили грудью по первому требованию, что вскармливание из детской бутылки требует определённого распорядка. Искусственную смесь организм усваивает достаточно долго, гораздо дольше, чем материнское молочко. Промежутки между приёмами пищи можно согласовать с доктором.
  3. Не оставляйте карапуза тет-а-тет с бутылочкой. Если в соске несколько отверстий или одно большое, существует риск, что ребёнок захлебнётся пищей в процессе еды.
  4. Ну и, естественно, вы не должны забывать об особом уходе за сосками и бутылочками. Ёмкости для кормления нужно стерилизовать и мыть при помощи особого ёршика. Откажитесь от любых химических моющих средств, а вспомните об обычной соде или соли.

Что делать с грудным молоком?

Если ваше решение приучить кроху к бутылочке никак не связано с недостаточным количеством молока, придётся налаживать и сам процесс лактации. Сделать это вы сможете при помощи следующих рекомендаций специалистов:

  • Кормящая мать должна существенно сократить употребление различных жидкостей. Грудное кормление связано с количеством потребляемых жидких продуктов, поэтому ребёнок, почувствовав изменение в консистенции маминого молока, сам захочет от него отказаться.
  • Постепенно уменьшайте длительность вскармливания. В некоторых случаях эту процедуру даже можно опустить, если, конечно, кроха не требует «титю».
  • Вы снизите лактацию, если исключите из своего рациона продукты, которые способны стимулировать выработку материнского молока: зелёный чай с мёдом, орешки, травяные и имбирные чаи, овсянка и гречка.

Итак, иногда приучение ребёнка к бутылочке становится настоящим испытанием или, по крайней мере, продолжительным и трудоёмким процессом.

Часто малыш отказывается сосать смесь из ёмкости из-за неправильного подбора смеси, неудобной соски, близкого присутствия матери, непривычной обстановки, сытости. Если вы хотите быстрее разрешить возникшую проблему, найдите причину отказа и следуйте нашим рекомендациям.

Как приучить ребенка к бутылочке

Далеко не все младенцы с первого раза соглашаются получать питание из бутылочки. Но часто у мамы просто нет выбора. Для того чтобы приучить ребенка пить из бутылочки, понадобится смекалка и терпение. А если воспользоваться некоторыми советами, то проблема решится быстро и спокойно, как для вас, так и для самого ребенка.

К сожалению, мама не всегда может приложить своего младенца к груди. Иногда этому препятствует ее болезнь или вынужденное отлучение от ребенка на длительное время, также нередки случаи, когда грудное вскармливание бывает противопоказано.

Также мама может давать ребенку из бутылочки травяной чай, воду, детские сборы. Однако основной причиной приучения малютки к кормлению с помощью бутылочки является переход к другому типу вскармливания – смешанному либо искусственному.

Почему ваш малыш отказывается от бутылочки?

Ситуация, когда грудничку не нравится пить из бутылочки, абсолютно нормальна. Ведь природа распорядилась так, что основой его рациона является грудное молоко, а лучшим средством кормления – женская грудь. Поэтому кроха уже с рождения подсознательно тянется к груди, и сосок для него удобнее любой самой дорогой соски. Но не всегда причиной отказа становится сама бутылочка:

  • грудничок не голоден

Это банальная причина, но иногда родители не принимают данный факт во внимание. Также стоит учесть, что потребность детей в жидкости увеличивается пропорционально их возрасту. К тому же, более взрослый ребенок и двигается чаще. Поэтому не удивляйтесь, когда полугодовалый малыш с удовольствием пьет из бутылочки, которую он упорно не хотел признавать в два месяца.

  • ребенку не нравится питье, которое дают ему из бутылочки

Дело в том, что каждая адаптированная молочная смесь обладает своими вкусовыми качествами. Она может быть более сладкой или более пресной. Поэтому дайте попробовать малышу несколько видов смесей.

Вода, чай или лекарственное средство тем более могут прийтись малышу не по нраву. В этих случаях, чтобы напоить ребенка, требуется смекалка и фантазия.

  • холодная или слишком горячая жидкость

Помните, что слизистая детского рта намного чувствительнее, чем у взрослых. Поэтому всегда нагревайте питье до температуры в 36-37 градусов. Именно такую температуру имеет материнское молоко. Следовательно, данный показатель для маленьких детей самый оптимальный.

  • неподходящая соска
Читайте также:
Можно ли бегать во время месячных: правила и ограничения

Соска, которая приглянулась вам, может совсем не устраивать вашего ребенка. Ему может не нравится скорость поступления жидкости, которая зависит от величины отверстия, а также сама форма изделия. Бывает, что ребенок отказывается от соски, хотя раньше пил из нее с удовольствием. Скорее всего, вы недавно сменили соску, форма которой не пришлась ему по душе. А может быть, от нее исходит резкий запах резины, перебивающей аппетит ребенка.

  • неверная поза и неправильно подобранная обстановка

То положение, которое при кормлении комфортно для мамы, может быть неудобным для новорожденного. Попробуйте давать ему бутылочку в положении сидя на руках, лежа, сбоку и в других позах. Смените обстановку. Возможно, очень скоро вы найдете позу и место, где младенец согласится попить из бутылочки.

Читаем также: как правильно выбрать бутылочку для кормления

Рекомендации

Если ваше чадо находится на грудном вскармливании, а бутылочка вам нужна исключительно для принятия лекарства или докорма, то приучать малыша к ней вовсе необязательно. Тем более что многие педиатры и детские стоматологи высказываются о негативном влиянии сосок и бутылочек на формирование прикуса. Поэтому в этом случае можно использовать мензурку, ложечку или шприц без иголки. А если без бутылочки не обойтись, то вам предстоит постараться.

Что делать, чтобы малыш начал пить из бутылочки:

  • действуйте постепенно

Для знакомства крохи с новым предметом, дайте ему осмотреть бутылочку и подержать ее в ручках, когда он еще не голоден. Приучайте к кормлению из бутылки постепенно, начиная с одного раза в день и плавно увеличивая количество кормлений. Если вы выходите на работу, учить ребенка пить с бутылочки нужно не позже, чем за две недели до этого события. Предлагая питье, выдавите из соски капельку молока в ротик малыша.

  • имитируйте кормление грудью

Мамина грудь является источником материнской заботы, успокоения и защиты. Поэтому, если это удобно для самого ребенка, питье с бутылочки должно ассоциироваться с грудным вскармливанием. Во время кормления держите его так, как вы держали бы его при кормлении грудью. Соска бутылочки должна находиться на уровне соска груди. Удобнее всего расположить малютку на коленях и, придерживая его одной рукой, второй придерживать бутылочку.

  • экспериментируйте

Если вы сталкиваетесь с твердым отказом новорожденного от бутылочки, имеет смысл предложить ему бутылочку с разными сосками, ассортимент которых сегодня велик. Пусть малыш опробует силиконовую, латексную, стандартную круглую, плоскую и ортодонтическую соску, напоминающую сосок женской груди. Иногда, удивляя родителей, дети выбирают самую дешевую обычную соску. Также можно предложить бутылочку, слегка изменяя температуру жидкости. Ведь одни малыши любят теплое питье, а другие лучше относятся к прохладному.

  • выбирайте оптимальное время

Естественно, нет смысла предлагать попить из бутылочки сытому ребенку. Но и дожидаться, когда он очень сильно проголодается, тоже не стоит. Голодный младенец будет нервничать и капризничать. И, как вы понимаете, он вряд ли пожелает заняться изучением нового средства для кормления, а будет требовать, чтобы его кормили как прежде.

  • попросите помощи

Присутствие мамы при попытке напоить младенца из бутылочки далеко не всегда способствует успеху, особенно если он еще сосет грудь. Поэтому попросите помочь бабушку, няню или другую женщину, обладающую опытом ухода за маленькими детьми. Отцы детей далеко не всегда способны выдержать детские капризы. Потому на начальном этапе приучения к бутылочке папу лучше не привлекать.

  • будьте ненавязчивы и терпеливы

В таком ответственном процессе, как приучение к бутылочке, главное – забота и терпение. При самом первом кормлении попробуйте аккуратно провести соской по губкам крохи. Не исключено, что, следуя инстинкту, он сам возьмет ее в ротик, как взял бы сосок груди. Проследите, чтобы соска была взята полностью. Если же ребенок не проявляет инициативы, осторожно вложите соску в его ротик.

Читаем также: Сколько грудного молока или смеси должен съедать новорожденный за сутки в первые дни жизни

Когда ваши усилия принесут плоды, и ваш ребенок согласится принимать питье и еду из бутылочки, не забудьте о соблюдении гигиены и безопасности. Присутствуйте во время всего процесса кормления. Если вашей целью является докорм младенца смесью при сохранении грудного вскармливания, покупайте соски с несильным потоком, чтобы ему приходилось «трудиться», как и во время кормления грудью.

Технология обучению питью

Дарья Алейникова
Технология обучению питью

Актуальность темы обучение ребенка самостоятельному питью из чашки, является важной целью, так как пить пассивно – значит вызвать повышение чувствительности слизистой рта, спровоцировать попадание жидкости в дыхательное горло (ребенок поперхнется) и даже аспирацию жидкости, то есть еще более осложнить ситуацию.

Обучение должно быть максимально индивидуальным в зависимости от двигательных возможностей ребенка. Важно, чтобы двигательные умения включались в повседневную жизнь и практическую деятельность, постоянно развивались и постепенно становились автоматизированными навыками. Все бытовые умения и навыки отрабатываются в пассивно-активной форме (с помощью взрослого, постепенно роль взрослого уменьшается и, наконец, ребенок, по возможности, овладевает самостоятельным выполнением различных действий.

Если у ребенка еще слабо развиты реакции равновесия, обучать навыкам самостоятельного питья из чашки, посадив его на специальный стул так, чтобы обе руки были свободны. Для большей устойчивости этого положения его можно фиксировать поясом. Если у ребенка сильно выражены непроизвольные движения и он с трудом сохраняет равновесие в положении сидя, необходимо фиксировать его стопы. Однако все приспособления для фиксации должны использоваться как временные средства в начале обучения.

На первых занятиях лучше использовать небьющиеся чашки. Важно научить ребенка брать кружку или чашку, удерживать ее в одной или двух руках и пить из нее. При обучении питью можно сначала использовать резиновую трубку, соломинку, поильник с носиком, кружку с двумя ручками, пластмассовый стакан с вырезанным краем.

Питье ребенку с нарушениями работы мышц челюстно-лицевой области научиться пить из чашки сложно, какое-то время вам придется помогать ему. Для этого необходимо контролировать положение всего тела и головы, и особенно внимательно управлять челюстями.

Формирование навыка самостоятельного питья из чашки у детей так же будет успешным, если использовать расслабляющий и стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры и артикуляционную гимнастику.

Цель: выявить педагогические условия формирования навыка самостоятельному питью из чашки детей и использовать их в работе.

Читайте также:
Анализ крови на туберкулез у взрослых и детей - показатели

– определение текущего уровня развития данного навыка у детей;

– развивать у детей зрительно-моторную координацию;

– развивать у детей оральную моторику;

– воспитывать интерес к самостоятельному питью из чашки.

Методы и этапы обучения были разработаны по рекомендациям логопеда___

Методы и этапы обучения

№ Название этапов и методов Сроки проведения этапа

1 Расслабляющий и стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры и артикуляционная гимнастика. ежедневно и для каждого ребенка подбирается индивидуально в соответствии с рекомендациями логопеда

2 Обучение детей питью из ложки Срок выполнения индивидуальный для каждого ребенка

3 Обучение детей питью из чашки Срок выполнения индивидуальный для каждого ребенка

4 Обучение детей питью из соломинки Срок выполнения индивидуальный для каждого ребенка

1. Расслабляющий и стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры и артикуляционная гимнастика.

Расслабляющий и стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры и артикуляционная гимнастика используется ежедневно и для каждого ребенка подбирается индивидуально в соответствии с рекомендациями логопеда.

1.1 Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры.

Применяют в случае повышения мышечного тонуса в мышцах (в лицевой, губной, язычной мускулатуре). При расслабляющем массаже очень важен выбор позы для занятий с ребенком. Ребенку придают положения, в которых патологические тонические рефлексы проявлялись бы минимально или не проявились вовсе («Рефлекс-запрещающие позиции»). Тонус мышц лица, шеи, языка при этом несколько понизится.

-“Поза эмбриона” – в положении на спине приподнимают и опускают голову ребенка на грудь, руки и колени сгибают и приводят к животу. В этой позе производят плавные покачивания до 6-10 раз, направленные на достижение максимального мышечного расслабления (метод Бобат).

-В положении на спине под шею ребенка подкладывается валик, позволяющий несколько приподнять плечи и откинуть назад голову; ноги при этом согнуты в коленях.

-В положении на спине голова с обеих сторон фиксируется валиками, позволяющими удерживать ее по средней линии.

Расслабление мышц шеи (пассивные движения головы).

Перед началом расслабляющего массажа артикуляционной мускулатуры, особенно в случае повышения мышечного тонуса верхнего плечевого пояса и шеи, необходимо добиться расслабления этих мышц. Логопед совершает пассивные движения головой ребенка.

Положение ребенка на спине,голова несколько свешивается назад:

а) Одной рукой взрослый поддерживает шею ребенка сзади, другой производит круговые движения головой сначала по часовой, затем против часовой стрелки.

б) Медленными, плавными движениями логопед поворачивает голову ребенка в одну и в другую сторону, покачивает вперед (3-5 раз). Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка.

Расслабление оральной мускулатуры достигается легким поглаживанием, похлопыванием мышц лица, губ, шеи, языка. Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Движения должны быть легкими, скользящими, слегка прижимающими, но не растягивающими кожу. Каждое движение повторяется 5-8 раз.

Расслабление лицевой мускулатуры.

Поглаживание от середины лба к вискам.

От бровей к волосистой части головы.

От линии лба вокруг глаз.

Поглаживание бровей от переносицы в стороны до края волос, продолжая линию бровей.

От линии лба вниз через все лицо по щекам, подбородку и шее.

От нижнего края ушной раковины (от мочек уха) по щекам к крыльям носа.

Легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти.

Надавливающий массаж лица от корней волос вниз.

Расслабление губной мускулатуры.

Поглаживание верхней губы от углов рта к центру.

Поглаживание нижней губы от углов рта к центру.

Поглаживание верхней губы (движение сверху вниз).

Поглаживание нижней губы (движение снизу вверх).

Поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ.

Точечный массаж губ (легкие вращательные движения по часовой стрелке).

Легкое постукивание губ пальцами.

При асимметрии лицевой мускулатуры артикуляционный массаж проводят с гиперкоррекцией пораженной стороны, то есть на ней осуществляется большее число массажных движений.

1.2 Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры.

Стимулирующий массаж осуществляется при гипотонии мышц (с целью укрепления мышечного тонуса). Массажные движения проводятся от центра к периферии.

Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем поглаживания, растирания, разминания, пощипывания, вибрации. После 4-5 легких движений сила их нарастает. Они становятся надавливающими, но не болезненными. Движения повторяются 8-10 раз.

Укрепление лицевой мускулатуры.

Поглаживание лба от середины к вискам.

Поглаживание лба от бровей к волосам.

Поглаживание по векам от внутренних к внешним углам глаз и в стороны.

Поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам.

Сжимание подбородка ритмичными движениями.

Разминание скуловой и щечной мышцы (спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам).

Перетирание щечной мышцы (указательный палец во рту, остальные снаружи).

Укрепление губной мускулатуры.

Поглаживание от середины верхней губы к углам.

От середины нижней губы к углам.

Поглаживание носогубных складок от углов губ к крыльям носа.

1.3 Артикуляционная гимнастика проводится сначала в пассивной форме, затем в пассивно-активной, и, наконец, в активной форме.

Пассивная артикуляционная гимнастика.

Пассивная артикуляционная гимнастика проводится после массажа. Взрослый выполняет пассивные движения органов артикуляции. Их целью является включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих, или увеличение интенсивности мышц, ранее включенных. Это создает условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Направление, объем и траектория пассивных движений те же, что и активных. Они отличаются от активных движений тем, что время включения и выключения из движения, фиксация не зависят от ребенка.

Воспитатель оформляет схему артикуляционного движения, по возможности объясняя ее ребенку, требуя от него зрительного контроля. Пассивные упражнения осуществляются сериями по 3-5 движений.Ребенку предлагается осознать 3 стадии каждого движения: вход, фиксация, выход. Нужно постепенно воспитывать способность зрительно контролировать и оценивать каждое движение, ощущать и запоминать его.

Пассивная гимнастика губ.

Собирание верхней губы (поместив указательные пальцы обеих рук в углы губ, проводят движение к средней линии).

Собирание нижней губы (тем же приемом).

Собирание губ в трубочку (“хоботок”, производя движение к средней линии.

Растягивание губ в “улыбку”, фиксируя пальцами в углах рта.

Поднимание верхней губы.

Опускание нижней губы.

Смыкание губ для выработки кинестетического ощущения закрытого рта.

Создание различных укладов губ, необходимых для произнесения гласных звуков (а, о, у, и, ы, э)

Активная артикуляционная гимнастика.

При выполнении активных артикуляционных движений в мимической, губной мускулатуре важно формировать полноту объема движений, дифференцированность включения различных мышц; плавность, симметричность движений; скорость включения и переключения. Необходимо развитие произвольности, дифференцированности артикуляционных движений и контроля за их выполнением.

Упражнения для развития мимических мышц лица.

Закрывание (обычное и плотное) и открывание глаз.

Читайте также:
Меланома. Причины, симптомы, признаки, диагностика и лечение болезни

Поднимание бровей, образование продольных морщин.

Открывание и закрывание рта.

Упражнения для развития губной мускулатуры.

Вытягивание губ вперед трубочкой.

Растягивание их в стороны.

Чередование движений “хоботок – оскал”.

Смыкание губ (обычное и плотное) при сомкнутых и разомкнутых челюстях.

Размыкание губ при закрытом и открытом рте.

Мгновенное смыкание губ с разрывом (типа “поцелуй”).

Вялый губной выдох (струя воздуха направлена под губы, щеки надуваются не напряженно).

Целевой губной выдох (в определенном направлении с напряженными и расслабленными щеками).

Поднимание верхней губы с обнажением зубов (плаксивое выражение лица).

2. Формирование навыка детей питью из чашки, не удерживая ее самостоятельно.

2.1 Обучение детей питью из ложки.

Сначала ребенка надо научить пить из чашки ложкой. Так рекомендуется организовать примерно два питья или до тех пор, пока ребенок не поймет, что содержимое чашки следует глотать.

2.2 Обучение детей питью из чашки.

Следующий шаг «Ложка – глоток из чашки», «Ложка – два глотка из чашки» и так далее.

При обучении пить из чашки, начинаем с использования пластикового стаканчика с защитным ободком (рис. 1,а). С одной стороны сделайте выемку для носа (рис. 1,б, она позволит максимально приподнимать стакан и выпивать все до конца, не задирая голову (рис. 1,в, а вы сможете все время наблюдать за процессом и контролировать его. Рис. 2. а – неправильно. Чашку подносят сверху, ребенок откидывается назад; б – правильно. Ребенок пьет в положении сидя, его туловище и голова наклонены вперед, стакан подносят спереди. Рис. 1. а – пластиковый стаканчик с предохраняющим ободком хорошо подходит для обучения питью; б – край стакана вырезан, чтобы нос ребенка не упирался в него; в – так надо наклонять стакан, давая ребенку пить. Главное условие правильного питья – закрытый рот. Челюсти должны быть сомкнуты, а губы – охватывать край стакана. При соблюдении этих условий ребенок сможет втягивать жидкость губами и глотать ее, не захватывая воздух. Наклоните стакан так, чтобы жидкость коснулась верхней губы малыша, а остальное он сделает сам. Нельзя убирать стакан после каждого глотка, пусть малыш держит его край губами, в противном случае он потянется за стаканом, и вы потеряете контроль над его ртом и положением головы. Легче всего пить густые жидкости, например йогурт, с них и надо начинать обучение. Кислые напитки вызывают обильное слюноотделение и пить их труднее всего. Ни в коем случае не давайте ребенку, которому трудно научиться пить, поильник с носиком – это заставит его вернуться к примитивному (и неправильному) сосанию.

схемы движения «глаз—рука» и «рука—рот». Для того чтобы у ребенка развивались необходимые предпосылки для формирования навыка самостоятельному питью из чашки, когда взрослый поит ребенка из чашки, надо класть его руки на (или под) руки взрослого, держащего чашку.

2.3 Обучение детей питью из соломинки.

Даже здоровые дети могут пить через соломинку или трубочку не раньше, чем научатся есть и пить из чашки, поскольку этот навык – один из самых трудных. Давать соломинку ребенку с церебральным параличом можно только после того, как он довольно хорошо научится пить из чашки. Питье через соломинку позволяет еще лучше научиться действовать губами. Оно помогает ребенку с атетоидной или атаксической формой церебрального паралича пить самостоятельно, поскольку ему самому трудно поднять чашку и поднести ее ко рту. Соломинка должна иметь толстые стенки и узкий просвет, тогда ребенок не сможет втянуть много жидкости и не будет глотать воздух. Соблюдайте те же правила, что и при обучении питью из чашки – ребенок должен держать соломинку и пить из нее только губами, челюсти должны быть сомкнуты; при необходимости поддерживайте его нижнюю челюсть пальцем. Чтобы соломинка не выпадала из стакана, а жидкость не расплескивалась, возьмите стакан больничного образца – с крышечкой и носиком, в который вставляется соломинка. Ребенок сможет пить, опираясь обеими руками на стол и таким образом стабилизируя положение тела.

3. .Формированию навыка самостоятельного питья из чашки.

Для того чтобы приступить к обучению этому навыку, нужно, чтобы ребенок уже умел пить из чашки, которую держите вы.

Используйте пластмассовую чашку (без ручки) или стакан, достаточно узкий для того, чтобы ребенок мог легко обхватить его руками. Наполните чашку на четверть любимым напитком вашего малыша. Детям с трудностями глотания лучше предлагать более густые напитки (кисель, кефир и пр.). Сначала заниматься нужно в то время, когда, по вашему мнению, ребенок может испытывать жажду, а вы не очень заняты. Заметим, что напиток сам по себе должен стать достаточным вознаграждением ребенку наряду с похвалой.

Обучение проводится в 4 этапа.

На протяжении всего занятия стойте позади ребенка. Обхватите его руками чашку, а сверху поместите свои руки.Проделайте один за другим следующие шаги:

1. Поднесите чашку к его рту.

2. Наклоните чашку и позвольте ребенку сделать глоток.

Все шаги делаем, как и в первом этапе, добавляем шаги

1. Поставьте чашку на стол.

2. Уберите свои и его руки.Скажите: «Молодец! Ты пьешь из чашки!»

Прежде чем вы перейдете к третьей части программы, убедитесь, что ребенок научился крепко держать чашку в руках. Когда он осознает, какой должна быть последовательность действий при питье из чашки, переходите ко второму этапу программы и прорабатывайте каждый ее шаг.

После того как ребенок овладеет одним шагом и сумеет на последующих занятиях успешно проделать необходимые действия без вашей физической помощи, переходите к следующему шагу.

1. Продолжайте направлять руки ребенка, как вы это делали в первой части программы, до того момента, когда чашка вот-вот должна будет оказаться на столе. В этот момент уберите свои руки и позвольте ему самому завершить процесс, поставив чашку на стол. Это станет его первым шагом на пути к овладению умением пить самостоятельно.

2. Уберите свои руки после того, как, возвращая чашку на стол, пройдете вместе три четверти пути.

3. Постепенно убирайте свои руки, предоставляя ребенку возможность самому закончить действие.

4. Уберите свои руки сразу после того, как ребенок сделает глоток, и дайте ему поставить чашку на стол самостоятельно. Теперь он уже усвоил вторую половину умения пить из чашки.

5. Помогайте ребенку, пока он не донесет чашку до рта. Теперь уберите свои руки. Дайте ему самостоятельно наклонить чашку и сделать глоток. Вернуть чашку на стол он уже может сам.

Читайте также:
Боль в висках и глазах - что это, лечение, причины и симптомы

6. Помогайте ребенку подносить чашку ко рту до того момента, когда она окажется почти у его рта. Уберите свои руки и дайте ему самостоятельно донести ее до губ и сделать глоток. Поставить чашку на стол он и в этом случае сможет сам.

Продолжайте все меньше и меньше помогать ему, пока он не научится выполнять все действия самостоятельно.

Третий и четвертый этап можно отрабатывать, начиная с обучения брать чашку, т. е. в обратном порядке.

Энтеральное вскармливание недоношенных детей

Версия: Клинические рекомендации РФ 2013-2017 (Россия)

Общая информация

Краткое описание

Межрегиональная ассоциация неонатологов

Клинические рекомендации
Энтеральное вскармливание недоношенных детей
2015

Энтеральное питание (ЭП) – вид нутритивной поддержки, при котором питательный субстрат (грудное молоко, специализированная смесь для искусственного вскармливания) поступает в желудочно-кишечный тракт в полном или частичном объеме перорально (кормление из бутылочки, грудное вскармливание), через зонд, либо через гастро – или еюностому. Энтеральное питание считается полным, когда все нутриенты вводятся через желудочно-кишечный тракт в количествах, соответствующих физиологическим потребностям. Нутритивные потребности недоношенного ребенка определяются фактической массой тела, постконцептуальным возрастом, наличием и тяжестью течения фонового заболевания. Энтеральное питание считается частичным, когда количество вводимых энтерально питательных веществ не соответствуют физиологическим потребностям ребенка, что требует восполнения с помощью парентерального способа введения нутриентов.

Раннее трофическое питание («минимальное энтеральное питание») – начатое в течение первых 3-4 суток от рождения и пролонгированное (до одной недели и более) введение энтерального субстрата новорожденному в объеме, не превышающем 12-24 мл/кг/сутки. Минимальное энтеральное питание имеет клинические преимущества перед задержкой начала ЭП, так как позволяет избежать нежелательных последствий длительного голодания у тяжелобольных новорожденных: атрофии и нарушения целостности слизистой оболочки ЖКТ, снижения активности пищеварительных ферментов и секреции гормонов, снижения толерантности к последующей пищевой нагрузке. Эти преимущества имеют под собой физиологическое обоснование и обширный базис преклинических исследований, однако в метаанализах рандомизированных клинических исследований на сегодня их документировать не удается. Доказано, что минимальное энтеральное питание не увеличивает риск НЭК. [А]

Лечение

Показания и противопоказания к энтеральному питанию.

Энтеральное питание показано всем недоношенным детям независимо от массы тела, гестационного возраста и тяжести состояния за исключением имеющих противопоказания.

Данные состояния не являются абсолютными противопоказаниями к ЭП, однако их наличие повышает риск плохой переносимости энтерального питания. Решение о начале/продолжении и темпе расширения объема ЭП в этих случаях принимается индивидуально на основании данных клинического мониторинга, под контролем признаков непереносимости питания.

Как правило, остро возникшее нарушение, подвергшееся быстрой коррекции, не требует задержки начала или внесения изменений в существующий режим ЭП. Если нарушение требует пролонгированной коррекции, то начало энтерального питания допустимо отложить на период, необходимый для его устранения, либо (при уже начатом энтеральном питании) – временно уменьшить объем ЭП до трофического.

При прогрессирующем ухудшении состояния (стойкая декомпенсация показателей респираторного статуса, КОС, гемодинамики), подозрении на НЭК – энтеральное питание отменяют.

После временной отмены ЭП, решение о его возобновлении должно основываться на индивидуальной оценке статуса ребенка.

У недоношенных детей рекомендуется контролируемое грудное вскармливание с ежедневным мониторированием весовой динамики и объема полученного молока.

 нет дыхательных нарушений.

 наличие активного сосательного рефлекса.

У детей со средне-тяжелой и тяжелой формой БЛД, которые уже не нуждаются в О2-терапии (дыхательная недостаточность не более 1 степени), может наблюдаться снижение сатурации О2 на фоне сосания в течение довольно длительного времени. У таких пациентов при наличии активного сосания кормление из бутылочки возможно, но должно проводиться дробно и при необходимости – на фоне назначения дополнительного О2.

– при частичной непроходимости верхних отделов пищеварительного тракта.

Периодический (капельное введение через шприцевой дозатор или болюсное введение) – введение суточного объема энтерального питания в течение 24-часового периода, с интервалами. Кратность введения, длительность разового введения, интервал между кормлениями, а также объем каждого последующего кормления устанавливается врачом для каждого ребенка.

Одним из вариантов периодического кормления является болюсное, когда питательный субстрат медленно вводится с помощью шприца со скоростью, не превышающей 2 мл/мин или «самотеком».

Для детей с ОНМТ и ЭНМТ допустимыми являются как непрерывный, так и периодический режимы питания. Непрерывный и капельный периодический режимы являются способами улучшения переносимости энтерального питания в случаях, когда это необходимо (см. п. Субстрат энтерального питания)

К преимуществам периодического способа следует отнести соответствие физиологической цикличности выработки гастроинтестинальных гормонов и ферментов.

Кормление недоношенных через транспилорический зонд не рекомендуется.

Время первого кормления и его начальный объем определяются гестационным возрастом, массой тела при рождении и тяжестью состояния ребенка, а также фактором доступности молозива/грудного молока.

В отсутствии противопоказаний ЭП может быть начато в первые часы жизни. В любом случае при отсутствии противопоказаний не следует откладывать начало ЭП недоношенных новорожденных на срок более 24-72 часов жизни. [А]

В настоящее время нет доказанных стратегий безопасного в отношении риска НЭК увеличения объема энтерального питания недоношенным новорожденным с экстремально низкой массой тела. Исторически (в основном, на основании результатов когортных исследований) сложился консервативный подход, при котором минимальное энтеральное питание у детей с ЭНМТ пролонгировалось независимо от клинического состояния новорожденного на 4-7 дней жизни. Около 50% клиницистов и в современных условиях продолжает придерживаться этого подхода. Однако при использовании консервативной стратегии не доказано уменьшение риска смертности и НЭК, тогда как восстановление массы тела при рождении происходит позже, требуется больше времени для достижения полного ЭП, возрастает риск инфекционных осложнений.

У детей, достигших массы тела 2200 г может и далее сохраняться повышенная потребность в белке, если они имеют проявления постнатальной гипотрофии и недостаточную динамику параметров физического развития. Такое количество белка ребенок может получить при пролонгированном вскармливании фортифицированным грудным молоком или специализированной смесью «после выписки» из стационара.

Энергетические потребности недоношенного ребенка постепенно увеличиваются, начиная с рождения ко 2-3 неделе жизни. При частичном и полном энтеральном питании целевая потребность в энергии недоношенного ребенка составляет 110-135 ккал/кг/день. Она, как правило, может быть достигнута – к 6-8 дню жизни.

Информация

Источники и литература

  1. Клинические рекомендации Российского общества неонатологов
    1. 1. Адамкин Д.Х. Стратегии питания младенцев с очень низкой массой тела при рождении. Пер. с англ. под ред. Е.Н. Байбариной // М.: Геотар-Медиа, 2013. – 176 с. 2. Безопасное приготовление, хранение и обращение с сухой детской смесью. Руководящие принципы / ВОЗ, 2007. – 26с. 3. Ведение детей, рожденных с экстремально низкой массой тела. Клинический обзор международных данных. – Информационно-образовательный вестник. Здоровье семьи, 2011 – № 2. – 24 с. 4. Вскармливание недоношенных детей. Методические рекомендации / Сост.: Нароган М.В., Ворона Л.Д., Коровина И.В. – Москва, 2012. – 32с. 5. Грошева Е.В., Рюмина И.И., Нароган М.В. Выбор энтерального продукта для вскармливания недоношенных детей Неонатология, 2014. – № 2. С. 49-51. 6. Интенсивная терапия и принципы выхаживания детей с экстремально низкой и очень низкой массой тела при рождении. Методическое письмо / Под ред. Е.Н. Байбариной, Д.Н. Дегтярева, В.И. Широковой. – Москва, 2011. – 70 с. 7. Нароган М.В., Яцык Г.В., Сюткина Е.В. Исследование энергетического обмена методом непрямой калориметрии у новорожденных детей // Вопросы современной педиатрии. – 2006. – № 4. – С 39-43. 8. Нароган М.В., Рюмина И.И., Грошева Е.В. Базовые принципы энтерального питания недоношенных детей // Российский вестник перинатологии и педиатрии. – 2014. – №3. – С.120-128. 9. Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации. – М., 2011. – 68 с. 10. Рациональное вскармливание недоношенных детей. Методические указания / Боровик Т.Э., Яцык Г.В, Ладодо К.С. с соавт. – Москва, 2012. – 68 с. 11. Скворцова В.А., Боровик Т.Э., Нетребенко О.К., Трусова С.А. Стратегии вскармливания недоношенных детей: вчера, сегодня, завтра. Неонатология, 2014 . – № 4. – С.55-63. 12. Современные принципы выхаживания детей с очень низкой и экстремально низкой массой тела при рождении. Учебное пособие / Сост. Тамазян Г.В., Захарова Н.И., Нароган М.В. с соавт. – Москва, 2011. – 27с. 13. Рюмина И.И., Нароган М.В., Грошева Е.В., Дегтярева А.В. Трудные вопросы энтерального вскармливания недоношенных детей // Доктор.Ру. – 2014. – № 3 (91). – С.12-17. 14. Рюмина И.И., Нароган М.В., Грошева Е.В. Поддержание эффективной лактации при рождении недоношенного ребенка // Неонатология. – 2015. – №1. – С.56-62. 15. Шаафсма А., Грибакин С.Г., Гаранкина Т.И., Давыдовская А.А. Значение оптимального переваривания белка для повышения его пищевой ценности, формирования полезной кишечной микрофлоры и уменьшения сенсибилизации иммунной системы // Педиатрия, 2013. – Т.92, № 1. – С.93-96. 16. Aggett P.S., Agostoni С., Axelsson I. et al. Feeding preterm infants after hospital discharge. A commentary by the ESPGHAN Committee on Nutrition // J Pediatr Gastroenterol Nutr. – 2006. – 42. – 596-603. 17. Agostoni С., Axelsson I., Goulet O. et al. Preparation and handling of powdered infant formula: a commentary by the ESPGHAN Committee on Nutrition // J Pediatr Gastroenterol Nutr. – 2004. – 39. – 320-322. 18. Agostoni С., Buonocore G. et al. Enteral Nutrient Supply for Preterm Infants: Commentary From the European Society for Paediatric Gastroenterology, Hepatology, and Nutrition Committee on Nutrition // Journal of Pediatric Gastroenterology and Nutrition, 2010. – V. 50. – P. 1–9. 19. Arslanoglu S., Corpeleijn W., Moro G. et al. Donor human milk for preterm infants: current evidence and research directions A Comment by the ESPGHAN Committee on Nutrition // Journal of Pediatric Gastroenterology & Nutrition: POST ACCEPTANCE, 15 July 2013. 20. Arslanoglu S., Moro G.E., Ziegler E.E. Adjustable fortification of human milk fed infants: does it make a difference? // J.of Perinatology, 2006. – 26. – P. 614-621. 21. Barrus D.M. Romano-Keeler J., Carr C. et al. Impact of enteral protein supplementation in premature infants // Research and Reports in Neonatology, 2012. – V.2. – P. 25-31. 22. Bhatia J. Human milk and the premature infants // J. of Perinatology. – 2007. – V.27. – P. S71-74. 23. Bhatia J. Post-discharge nutrition of preterm infants //J. of Perinatology. – 2005. – V.25. – P. S15-16. 24. Breastfeeding and the use of human milk. Poliсy stаtement. From American Academy of Pediatrics // Pediatrics, 2012. – V. 129, № 3.– P. e827-841. 25. Carlo D., Simone P., Jacopo B. et al. Near-Infrared Spectroscopy Measurements of Splanchnic Tissue Oxygenation During Continuous Versus Intermittent Feeding Method in Preterm Infants // J. of Pediatric Gastroenterology & Nutrition. – 2013. – V. 56 June. – № 6. P. 652–656. 26. Christensen R.D., Henry E. et al. Pattern of daily weight among low weight neonates in the neonatal intensive care unit: data from a multihospital health-care system. – J. Perinatol., 2006. – V. 26. – P. 37-43. 27. Clyman R., Wickremasinghe A., Jhaveri N., et al. Ductus Arteriosus Feed or Fast with Indomethacin or Ibuprofen (DAFFII) Investigators. Enteral feeding during indomethacin and ibuprofen treatment of a patent ductus arteriosus // J Pediatr. 2013 Aug;163(2):406-11. 28. Cooke R., Embleton N., Rigo J. et al. High protein pre-term infant formula: effect on nutrient balance, metabolic status and growth // Pediatr Res. – 2006. – V.59., №2. – P. 265- 270. 29. Corpeleijn W.E., Kouwenhoven S.M.P., Paap M.C. et al. Intake of own mother’s milk during the first days of life is associated with decreased morbidity and mortality in very low birth weight infants during the first 60 days of life // Neonatology, 2012. – V. 102. – P. 276–281. 30. Cossey V., Vanhole C., Eerdekens A. et al. Pasteurization of Mother’s Own Milk for Preterm Infants Does Not Reduce the Incidence of Late-Onset Sepsis // Neonatology, 2013. – V. 103. – P. 170–176. 31. De Curtis M., Rigo J. The nutrition of preterm infants // Early Hum Dev. – 2012. – 88, Mar; Suppl. 1. – S5-7. 32. do Nascimento MB., Issler H. Breastfeeding in premature infants: in-hospital clinical management // J. Pediatr, 2004. – V. 80 (5Suppl). – P. S163-S172. 33. Edmond K., Bahl R. Optimal feeding of low-birth-weight infants. Technical review. WHO, Geneva, 2006. 34. Ehrenkranz R.A., Dusick A.M., Vohr B.R. et al. Growth in the neonatal intensive care unit influences neurodevelopmental and growth outcomes of extremely low birth weight infants // Pediatrics, 2006. – V. 117. – P. 1253-1261. 35. Fallon E.M., Nehra D., Potemkin A.K. et al. A.S.P.E.N. Clinical Guidelines: Nutrition Support of Neonatal Patients at Risk for Necrotizing Enterocolitis // Parenter Enteral Nutr. 2012;36:506-523. 36. Feldman A.G., Sokol R.J. Neonatal Cholestasis // Neoreviews. ― 2013. ― Vol. 14. ― N 2. ― e63. 37. Global Neonatal Consensus Symposium: Feeding the Preterm Infant/ Guest Editors Uauy R. // J. of Pediatrics, 2013. – Vol. 162, No. 3, Supp. 1. – S116. 38. Gomella T.L. Neonatology: Management, Procedures, On-Call Problems, Diseases, and Drugs. – McGraw-Hill. ― 2013. – 1113p. Griffin I.J., Cooke R.J. Nutrition of preterm infants after hospital discharge // J Pediatr Gastroenterol Nutr. – 2007. – 45. – S195-203. 40. Groh-Wargo Sh., Sapsford A. Enteral Nutrition Support of the Preterm Infant in the Neonatal Intensive Care Unit // Nutrition in Clinical Practice, 2009. – Vol. 24, No. 3. – P. 363-376. 41. Hay W.W. Jr. Strategies for feeding the preterm infant // Neonatology. – 2008. – V. 94(4). – P. 245-54. 42. Human vitamin and mineral requirements. Report of a joint FAO/WHO expert consultation, Bangkok, Thailand. FAO & WHO. – Rome, 2002. 43. Kuschel C.A., Harding J.E. Multicomponent fortified human milk for promoting growth in preterm infants (Review). The Cochrane Library, 2009. 44. Leaf A., Dorling J., Kempley S., et al. Early or Delayed Enteral Feeding for Preterm Growth-Restricted Infants: A Randomized Trial Pediatrics 2012;129;e1260; 45. Maas et al. A historic cohort study on accelerated advancement of enteral feeding volumes in very premature infants // Neonatology, – 2013; 103:67-73. 46. McCormick FM, Henderson G, Fahey T, McGuire W. Multinutrient fortification of human breast milk for preterm infants following hospital discharge. The Cochrane Library 2010 47. Morgan J., Bombell S., McGuire W. Early trophic feeding versus enteral fasting for very preterm or very low birth weight infants // Cochrane Database Syst Rev. – 2009. – 3:CD000504. 48. Morgan J., Young L., McGuire W. Delayed introduction of progressive enteral feeds to prevent necrotising enterocolitis in very low birth weight infants (Review) // The Cochrane Library, 2011. 49. Morgan J., Young L., McGuire W. Slow advancement of enteral feed volumes to prevent necrotising enterocolitis in very low birth weight infants (Review) // The Cochrane Library, 2011. 50. Neu J. Gastroenterology and nutrition: neonatology question and controversies. 2nd ed. by. Philadelphia: Elsevier saunders; 2012. ― 361p. 51. O’Connor D.L., Khan S., et al. Growth and Nutrient Intakes of Human Milk–Fed Preterm Infants Provided With Extra Energy and Nutrients After Hospital Discharge // Pediatrics, 2008. – Vol. 121, № 4, April. – P. 766-776. 52. Parish A., Bhatia J. Feeding strategies in the ELBW infant // J. of Perinatology. – 2008. – V.28. – P. S18-20. 53. Parker L A, Sullivan S, Krueger C. et al Effect of early breast milk expression on milk volume and timing of lactogenesis stage II among mothers of very low birth weight infants: a pilot study // Journal of Perinatology, 2012. – V. 32 (March). – P. 205-209. 54. Patole S. Nutrition for the preterm neonate. A clinical perspective // Springer, 2013. – 450. 55. Premji S.S., Fenton T.R., Sauve R.S. Higher versus lower protein intake in formula-fed low birth weight infants // Cochrane Database Syst Rev. – 2006. – Jan 25;(1):CD003959. 56. Rigo J., Senterre J., Nutritional needs of premature infants: current issues // J.Pediatr. – 2006. – V.149. – P. S80-88. 57. Roggero P., Gianni M.L., Amato O. et al. Growth and fat free mass gain in preterm infants after discharge: a randomized controlled trial // Pediatrics. – 2012. – V. 130, № 5. – e1215-1221. 58. Roggero P., Gianni M.L., Amato O. et al. Influence of protein and energy intakes on body composition of formula-fed preterm infants after term // J Pediatr Gastroenterol Nutr. – 2008. – 47. – 375-378. 59. Roggero P., Gianni M.L., Morlacchi L. et al. Blood urea nitrogen concentrations in lowbirth- weight preterm infants during parenteral and enteral nutrition // J Pediatr Gastroenterol Nutr. – 2010. – 51(2), Aug. – Р. 213-5. 60. Shulman R.J., Ou C., Smith E.O. Evaluation of potential factors predicting attainment of full gavage feedings in preterm infants // Neonatology, 2012. – V.99. – P. 38-44. 61. Thompson A.M., Bizzarro M.J. Necrotizing enterocolitis in newborns: pathogenesis, prevention and managemant // Drugs, 2008. – V. 68. – P. 1227-1238. 62. Thureen P. J. Early aggressive nutrition in the neonate // Pediatrics in Review. – 1999. – V. 20. – P. e45-e55. 63. Thureen P. J. Neonatal nutrition: assessment, development and management // Presentation, October 2, 2008. – Minneapolis, MN. 64. Tsang R.C., Uauy R., Koletzko B., Zlotkin S., eds. Nutrition of the Preterm Infant. Cincinnati, OH: Digital Education Publishing, 2005. – 415-416. 65. Yildiz A., Arikan D. The effects of giving pacifiers to premature infants and making them listen to lullabies on their transition period for total oral feeding and sucking success // Journal of Clinical Nursing, 2012. – V. 21(5-6). P. 644-656. 66. Young T.E. Nutritional support and bronchopulmonary dysplasia // Journal of Perinatology, 2007. – V. 27. – P. S75–S78 67. Ziegler E.E. Protein requirements of very low birth weigh infants // J Pediatr Gastroenterol Nutr. – 2007. – 45. – S170-174. 68. Ziegler E.E., Carlson S.J., Nelson S.E. Interventional strategies to promote appropriate growth // Maternal and child nutrition: the first 1,000 days. Nestle Nutrition Institute Workshop Series. – 2013. – 74. – P. 181-192.
Читайте также:
Как передаётся молочница мужчинам: способы, особенности

Информация

Коллектив авторов

Кешишян Елена Соломоновна – руководитель отделения «Неонатологии и патологии детей раннего возраста» Научно-Исследовательского Клинического Института Педиатрии РНИМУ им.Н.И.Пирогова, д.м.н., профессор.

Как научить ребёнка пить из чашки

Из чего ваш малыш пьет жидкость? Из бутылочки, из поильника или же из чашки? Давайте поговорим о том, когда стоит знакомить кроху с чашкой, как научить ребенка пить из чашки, и о маленьких секретах на этом пути.

четверг, сентября 28th, 2017

  • Печать
  • Поделиться

Как только ребенок научится уверенно сидеть, его можно учить пить из чашки. На первое время крохе лучше предложить чашку-непроливайку. Преимущества такой чашки в том, что жидкость из нее невозможно вылить на себя одним движением. Через небольшие дырочки вытекает ровно столько, сколько способен проглотить малыш. Все-таки на первом этапе главное — научить ребенка удерживать чашку в руках и наклонять так, чтобы содержимое лилось в рот, а не на пол. Как только кроха справится с чашкой-непроливайкой, сможет уверенно брать её со стола, пить и ставить обратно, пора переходить на обычную чашку.

Период питья из непроливайки очень короток, большинство детей разбирается с этим умением в считанные недели. Поэтому достаточно приобрести одну чашку-непроливайку. Разумеется, она должна быть из пищевого пластика, небьющаяся, нарядная, надежной фирмы-производителя.

Во время приучения малыша к чашке желательно постепенно убирать любое питье из бутылочки. Если ребенок на искусственном вскармливании, понятно, что перед сном проще дать бутылочку, малыш быстрее уснет. Но днем хотя бы одно кормление следует заменить на питье из чашки. Воду из бутылочки можно продолжать давать первые несколько дней, а потом полностью перейти на чашку-непроливайку. Примерно в 8-9 месяцев можно познакомить ребенка с обычной чашкой.

На первом этапе следует отдать предпочтение посуде из небьющихся материалов, потому что летать эта чашка будет по всей кухне. Обязательно проверьте, чтобы в «зоне разлета» воды не оказалось включенных электрических приборов. Малышу предстоит справиться с двумя задачами. Во-первых, он должен научиться не обливать себя. Поэтому на время освоения подберите одежду, которую легко сменить. Во-вторых, ему нужно суметь аккуратно наклонять чашку, ведь если сделать это слишком резко, в ротик попадает много воды, малыш захлебывается, кашляет.

Читайте также:
Витамины группы В: для чего необходимы и в каких продуктах содержатся

Начинаем со второй проблемы. На первом этапе взрослый придерживает чашку и помогает малышу пить. Постепенно передавайте «управление» чашкой ребенку. За несколько недель малыш научится уверенно регулировать наклон чашки так, чтобы в рот текла небольшая струйка жидкости. Как только он справится с этой задачей, разрешите ему самому брать чашку со стола и ставить ее обратно.

На первом этапе наливайте в чашку немного воды, буквально на несколько глотков. С полной, тяжелой чашкой малышу будет трудно управляться.

Cовет

Детские стоматологи рекомендуют максимально сократить период кормления из бутылочки после появления зубов. Это связано с повышенным риском возникновения «бутылочного кариеса». Поэтому уже в 9-10 месяцев желательно попрощаться с бутылочкой и полностью перейти на питье из чашки.

Не забывайте чистить зубки на ночь и будьте здоровы!

Мы знаем, что быть мамой – это не только безграничное счастье, но и большая ответственность. Мы поможем вам! Присоединяйтесь к Клубу Nestle Baby&Me!

Что такое педприкорм?

Есть мамы, которые, знакомя кроху с новыми для него продуктами, не ориентируются на последовательность введения, возрастные нормы, граммы и миллилитры. Они просто делятся небольшой частью еды из своей тарелки с малышом. Называется такой прикорм педагогическим. Давайте же поговорим о сути педприкорма, о его плюсах и минусах и разберемся в том, какой прикорм предпочтительнее — педагогический или традиционный.

С какого сока начинать прикорм грудничка

Много вопросов у родителей вызывает введение сока в качестве прикорма. Раньше сок был первым продуктом прикорма, и давали его ребенку достаточно рано, но в последнее десятилетие эта рекомендация претерпела важные, даже принципиальные изменения.

Развитие ребенка в 8 месяцев

Ребенок в 8 месяцев с неутомимым любопытством открывает для себя много нового.

Как вводить прикорм овощами?

Прикорм недоношенных детей: когда его вводить?

Когда ребенок родился преждевременно, многие этапы развития происходят не как обычно. Непосредственно это касается и питания.

Беременность и работа

Беременность и работа — это частое явление для современной женщины. Но знает ли будущая мама о том, чем можно заниматься в положении, а что может нести опасность для ребенка?

Читайте также:
Диабетическая полинейропатия: причины, симптомы, лечение

Как помочь заснуть малышу: лучшие средства для засыпания

Когда в доме появляется малыш, у молодых мамочек появляется множество вопросов по уходу за ним. Один из главных — это как уложить ребенка спать быстро и легко. Ежедневно у мам возникает масса дел, касающихся не только ухода за малышом, но и работы по дому. Несмотря на это, важно иметь время для собственного отдыха. Поэтому «быстро и легко» в этом вопросе крайне важно.

Когда новорожденный появляется на свет, у него отсутствуют понятия о ритмах сна и бодрствования. В первые недели происходит адаптация к внеутробной жизни. Именно поэтому груднички так много спят. Для новорождённого требуется примерно от 16 до 20 часов сна. Если ваше счастье спит на пару часов больше или же меньше, не спешите бить тревогу, так как он только приспосабливается. В утробе матери для него создается максимально благоприятная обстановка. Любые ваши движения для малыша — это способы своеобразного укачивания. Внутри мамы малышу темно, тепло, а ее голос всегда действует успокаивающе. Это создает естественную обстановку для сна. Поэтому когда ваша кроха появится на свет, эти условия придется ему создавать искусственно.

Сон и его нормативы

Сон — очень важный, физиологический процесс. Ведь именно во сне дети растут. Объяснить это можно тем, что во время сна в организме вырабатывается гормон роста — соматотропин. Пик его выработки приходится примерно с полуночи и до 3-4 часов утра. Поэтому немаловажным для правильного развития и роста является соблюдение режима дня, что принесет пользу не только ребенку, но и отдых родителям. Однако чем старше он становится, тем меньше времени для сна ему необходимо. Ребенку в возрасте от 2 до 4 лет достаточно 16 часов сна, в пятилетнем возрасте — 13 часов, в возрасте 6-7 лет около 12 часов, а подросткам достаточно 9 часов сна.

Существует огромное количество способов, как быстро уложить ребенка спать. Важную роль для подбора метода, подходящего именно для вашего малыша, играет его возраст.

Существует огромное количество способов, как быстро уложить ребенка спать.

Для начала рассмотрим несколько эффективных способов, позволяющих уложить спать грудничка.

Как уложить спать грудничка

Если вы исключили вероятность того, что младенец голоден, в мокрых пеленках или же у него что-то болит, то приступаем к подбору лучшего средства для засыпания:

  1. Как уже говорилось, важным аспектом является соблюдение режима дня . Подготавливаться ко сну необходимо, по возможности, в одно и то же время.
  2. За первый месяц вы должны познакомить вашего малыша с временами суток — с днём и ночью. Днём в вашей квартире должно быть светло, вы не должны общаться шепотом, но и кричать тоже, как вы понимаете, не стоит. Какая-то приятная музыка или фильм могут быть сопровождающим звуковым фоном. Ночью же, наоборот, преобладают темнота и тишина.
  3. Если есть необходимость в кормлении, или смены памперса, то делать это лучше используя нерезкий свет ночника, чтобы не перебить сон.
  4. Избыточное нервное возбуждение (активные игры, громкие звуки, обилие внимания бабушек и дедушек) за несколько часов до сна также не сыграет вам на руку. Это же будет касаться и деток более старшего возраста.
  5. Не менее важным является адекватный ритм кормлений. Каждый взрослый знает по себе, что сон после еды особенно приятный. Согласно ВОЗ , ребёнка первых 3-4 недель жизни необходимо кормить по требованию. Однако начиная с конца первого месяца жизни вы должны приучать к режиму кормлений и соблюдению интервала между ними. Таким образом, на втором месяце жизни младенцев необходимо кормить 6 раз в сутки, соблюдая 3,5 часовой интервал между кормлениями. Ночные кормления не учитываются. А уже начиная с 6 месяцев можно переходить на 5 разовое кормление, с соблюдением 4-х часовых интервалов. Если ваша кроха самостоятельно не просыпается ночью, чтобы поесть, это не значит, что его нужно будить и насильно давать грудь, либо смесь. Это значит, что ваш малыш не испытывает чувство голода, в обратном случае он даст вам об этом знать.
Читайте также:
Анализ крови на туберкулез у взрослых и детей - показатели

Существует множество методов того, как уложить спать ребенка, главное выбрать подходящий.

Методы укладывания ко сну

Итак, ниже представлены несколько методов, которые помогут уложить малыша спать:

  1. Белый шум . Как вы понимаете, пока кроха был внутри мамы, он никогда не был в полной тишине. Он всегда слышал стук ее сердца, звук ее голоса, все звуки, происходящие вокруг: голоса окружающих, шум дождя, ветра, воды, музыку. Поэтому все эти тихие, размеренные звуки будут давать ему ощущение спокойствия, безопасности и комфорта.
  2. Пеленание . Малышам первых месяцев жизни присуща спонтанная двигательная активность в виде вздрагиваний, что может вызывать проблемы со сном. Для того, чтобы собственные ручки не пугали спонтанными движениями и не будили, можно использовать обычные, либо же специальные пеленки для пеленания. Это обеспечит более спокойный и длительный сон.
  3. Укачивание . Это также одна из вещей, симулирующих внутриутробную жизнь, которая так привычна для ребёнка. Во время его нахождения в животе, все ваши движения, поездки в транспорте, занятия спортом были своеобразным укачиванием, что позволяло сладко спать и наслаждаться жизнью. Поэтому после рождения, взяв его на руки и поносив до получаса, вы создадите ту самую благоприятную обстановку для сна. Также можно покачать малютку в манеже, коляске или же на кресле-качалке. Если вы готовы немного потратиться, то существуют специальные укачивающие центры, которые облегчают жизнь родителям. Но не всегда это самый простой способ помочь уснуть малышу. Для мамы это достаточно тяжелый физический труд. Поэтому, если вы хотите уложить грудничка спать без укачивания, чтобы облегчить себе жизнь, лучше приучать его засыпать без них.
  4. Пеленка с запахом мамы . Мама для малыша, ее запах и голос — это ощущение безопасности и комфорта. Поэтому, если вы поспите на пелёнке, а затем малыш будет ею накрыт, либо же вы просто кладете ее рядом — это поможет ему уснуть.
  5. Ритуал . Придумайте для себя и карапуза какое-то занятие перед сном (не более 30 минут). Это должно быть что-то расслабляющее и успокаивающее. К примеру, включить тихую, спокойную музыку, чтоб ребёнок быстро уснул. Петь ему колыбельные песни или же использовать нежные поглаживания. Через несколько дней вы сами поймете, что подходит именно для вас и вашего малыша.
  6. Слинг . Иными словами, это ткань, которая позволяет зафиксировать кроху к телу матери и обеспечить максимальный контакт. Мама в это время может заниматься своими делами, имея свободные руки, а малыш беззаботно спать.
  7. Использование соски . Сосательный рефлекс появляется еще в утробе матери, когда ребенок начинает сосать пальчик. Ни для кого не секрет, что это помогает вашему чаду уснуть.
  8. Обман . Положите ребенка рядом, обнимите его, закройте глаза и попытайтесь медленно и размеренно дышать. Притворившись спящей, вы подадите сигнал, что ему тоже пора отдыхать.
  9. Проявите наблюдательность . Просто понаблюдайте за крохой, он всегда будет давать сигнал о том, что готов спать. Дети начинают зевать, тереть личико и глазки руками, становятся менее активными и теряют интерес к окружающим вещам и событиям. Подловите нужный момент и укладывайте спать.

Как уложить спать ребенка ясельного возраста

Теперь рассмотрим вопрос, как быстро уснуть ребенку более старшего возраста.

Эти советы помогут родителям деток старше года.

  1. Общие правила остаются такие же , как и для грудничков: режим, тихая, темная обстановка и отсутствие избыточного возбуждения за пару часов до сна. Малыш должен четко понимать план действий. Для этого вы должны ему объяснять, к примеру: «Сейчас мы идём в душ, чистим зубки, затем я тебе почитаю и мы будем спать». И так должно быть ежедневно, пока не войдёт в привычку.
  2. Ритуал остается все еще актуальным. Только теперь его возможности неограничены. Мамы могут рассказывать сказки, чтоб ребёнок быстро уснул, петь колыбельные песни, включать приятную музыку или же мультик. Но необходимо запомнить и взять для себя за правило, что как только малыш уснул, нужно отключать все звуковые источники. Когда ребёночек спит, его мозг должен пройти все необходимые фазы сна. Постоянный звук на фоне не даст полноценного отдыха и позволит пройти ему лишь поверхностный сон, что может плохо сказаться на дальнейшем развитии головного мозга.
  3. Физическая и эмоциональная разрядка. Чтобы карапуз хорошо спал ночью, ему нужно активничать в течение дня. Прогулки на свежем воздухе, занятия в бассейне, игра на детской площадке — все это поможет эмоциональной и физической разрядке, что сыграет вам на руку в ночное время.
  4. Дневной сон . Хоть малыш уже и подрос, но вопрос дневного сна еще долго будет оставаться открытым. По ошибке многие думают, что если не давать спать ребёнку днём, то ночью ему будет хорошо спаться. Из-за недосыпа вырабатывается большое количество гормона стресса, что может совсем не дать уснуть или же сон будет некрепким — поверхностным.
Читайте также:
Как передаётся молочница мужчинам: способы, особенности

Со временем все родители подбирают вариант, подходящий именно для них с малышом.

Все советы, представленные выше — это простые истины, известные каждому. Со временем, все родители подбирают вариант, подходящий именно для них с малышом. Важной задачей является обеспечение полноценного сна, который так необходим для роста и развития ребенка.

«Дети — не гурманы, они едят не для наслаждения». Врач о том, как быть с избирательным аппетитом малышей

Ребенок лучше воспринимает те продукты питания, вкус которых был в грудном молоке. О том, когда правильно вводить прикорм, чтобы потом не мучиться от избирательного аппетита малыша и что значит неофобия в еде, рассказывает врач-педиатр Ольга Самохвал.

Чтобы не было избирательного аппетита, не позднее 6 месяцев нужно предлагать малышу прикорм

Пищевое поведение детей формируется еще в утробе матери. Если мама во время беременности и кормления любила, предположим, помидоры, то и ребенок будет их любить. Даже когда вырастет. Это нормально.

Пищевое поведение будущего взрослого формируется также и благодаря своевременному введению прикорма. Вот почему важно вводить его правильно и делать акцент на здоровом питании.

— Избирательный аппетит — новый термин, название проблемы, которая стара как мир. Деток, которые едят не все, называют «малоежками» или капризными едоками. Они, как правило, предпочитают однообразную пищу. При этом негативно реагируют на новые продукты питания или знакомые старые.

Врач рассказывает: если избирательный аппетит встречается у ребенка первого года жизни, то это, скорее всего, определено природой. В таком случае малыш интуитивно понимает, что лучшее и полезное для него — грудное молоко. Именно поэтому он может отказываться от нового вида пищи.

— Но это не значит, что не нужно вводить прикорм. Желательно делать это не позже 6-месячного возраста. Именно в этот период к приему новой пищи готов желудочно-кишечный тракт и челюстно-лицевой аппарат ребенка.

Чтобы не было проблем с прикормом крохи, важно, чтобы он был определенной консистенции, нравился ребенку.

— Неправильным будет кормить малыша до года исключительно грудью, тогда, естественно, у него появится избирательный аппетит. Это может стать причиной ряда серьезных нарушений здоровья и развития. Малыш не будет хотеть есть все и, бывает, даже заболевает. Во всем, как говорится, нужна мера.

Необходимо уметь предложить новую еду ребенку 8-15 раз

Если прикорм дается малышу на первом году жизни, то он и принимается маленьким организмом легче, чем в более старшем возрасте.

Нужно, чтобы ребенок принял новую пищу и даже полюбил ее. Здесь многое зависит от поведения матери.

— Сегодня нередки случаи, когда «малоежки», которые предпочитают однообразную углеводистую пищу, страдают лишним весом. Но при этом у таких детей, как правило, отмечается дефицит целого ряда важных нутриентов и микроэлементов.

— Как объяснить ребенку, что есть нужно все?

— Главное — делать это на доступном малышу языке. К тому же следует быть ласковой, но настойчивой. К примеру, предложить ребенку еду много раз (от 8), но с радостью, а не раздражением. В общении матери и сына/дочери должны присутствовать положительные эмоции.

Врач говорит: не менее важен собственный пример. Еще один способ приобщить сына или дочь к разнообразной еде — готовить вместе с ним/ней.

— Можно также поэкспериментировать с сортами мяса, овощей или рыбы. Есть вариант — изменить метод обработки. Вчера тушили, сегодня варим, а завтра запекаем. Вариантов приготовления еды и рецептов множество.

Дети на самом деле не гурманы. Они едят, чтобы утолить чувство голода и восполнить энергетические затраты. Малыши не воспринимают еду как наслаждение.

Врач объясняет, если даже в таком случае ребенок отказывается есть, следует набраться терпения. Пусть не ест, нагуливает аппетит.

— Когда попросит его накормить, предложите тот же борщ (который он отверг накануне). При этом не нужно в промежутках между основными приемами пищи давать чаду йогурты или молоко. Ведь это тоже еда, просто жидкая.

Кроме того, для малыша важно соблюдение режима дня.

— Желательно ложиться и вставать в одно и то же время, насыщать день физической активностью по возрасту, гулять на свежем воздухе, выбирать активные развлечения. Тогда аппетит будет хорошим, и избирательность уступит место полноценной еде.

Отлично, если блюда будут малокомпонентными. Это позволит ребенку есть их с большим удовольствием.

О неофобии и детском здоровье в целом

Врач объясняет, поведение малыша, в том числе и пищевое, во многом определяется тем, здоров он или нет. Около 20% детей, которые приходят на прием с избирательным аппетитом, имеют неврологические нарушения, задержку развития, часто расстройства аутичного спектра.

— С такими детьми и их родителями работаем индивидуально. Ведь нежелание есть в этих случаях — далеко не основная и не единственная жалоба. В таких ситуациях фокусы и уговоры с едой не помогут.

Врач рекомендует вести родителям пищевой дневник малыша. В нем необходимо записывать все, что съел ребенок в течение дня, информацию о консистенции, составе блюд, объеме съеденного. И так на протяжении минимум недели. Затем уже вместе с доктором анализировать, существует ли проблема, нужно ли принимать меры или это пищевое поведение абсолютно здорового ребенка.

— А что касается неофобии, чем такое явление отличается от избирательного аппетита?

— Неофобия проявляется в том, что ребенок отказывается есть незнакомую пищу. Это явление отличается от избирательного аппетита немногим. Лишь тем, что неприязнь возникает к незнакомой еде. В случае же с избирательным аппетитом человек не ест не только новые, но и знакомые и привычные продукты.

— С неофобией у ребенка родителям справляться легче. Новые продукты можно просто подмешивать в привычные блюда. Если не получается накормить малыша — тогда за советом к доктору.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: