Методы и техники гештальт-терапии. Понятие гештальт в психологии. Основные методы и техники гештальт-терапии

Гештальт-терапия – что это такое простыми словами?

Гештальт-терапия – это эффективное направление, которое используют в терапевтической работе психологи для проработки отношений, налаживания эмоционального фона, поднятия самооценки. Но из-за незнания специфики этого метода, клиенты чаще для решения своих проблем выбирают более популярные направления – психоанализ или когнитивно-поведенческую терапию. Сегодня мы доступным простым языком расскажем вам о гештальт-терапии, о том, кому она поможет и в каких ситуациях целесообразнее выбрать именно ее.

Понятие гештальт-терапии

В разных непростых жизненных ситуациях мы можем потерять контакт с самим собой, перестать отслеживать свои эмоции и желания в угоду другим. Часто это происходит из-за незавершенных историй или непрожитых чувств. Курс гештальт-терапии помогает вновь обрести себя, выявить истинные чувства и мысли, учит самостоятельно справляться с проблемами и добиваться желаемого.

Родоначальником терапии считается светило немецкой психиатрии Фриц Перлз. В 1940-х годах он всерьез увлекся психологией гештальта, изучая стремление психики человека к полному завершению любых отношений, образа или ситуации. В переводе с немецкого Gestalt означает именно «образ».

Позже ученые обнаружили, что человеческий мозг действительно легче распознает целостные, завершенные образы. К примеру, если глазами человек видит незавершенный рисунок из разрозненных или прерванных деталей, то его подсознание все равно увидит цельные фигуры.

Гештальт в психологии – это незаконченная ситуация, которая оказывает негативное давление на личность. То есть, даже если отношения между двумя людьми физически прекратились, непроговоренные мысли и эмоции, испытываемые одним из участников распавшейся пары в процессе, могут отрицательно сказываться на его психике и на качестве жизни.

Казалось бы, чего проще, удовлетворить существующую потребность, реализовать эмоции, разрядить напряжение? Но часто мы не осознаем первопричину своей проблемы, не умеем или не позволяем себе проявить чувства из-за внутренних запретов, правил, установок.

Поясняем на простых примерах

Если незавершенным действием является некая простая бытовая история, с этим можно легко справиться самостоятельно – найти, купить, починить и спокойно жить дальше. А вот когда речь идет об отношениях – дело хуже. Такой незавершенный гештальт будет сопровождаться целым рядом негативных чувств – обидой, гневом, страхом, тревогой, печалью и даже горем, – которые, в лучшем случае, приведут к хроническому дискомфорту, а в худшем – к болезням и мучениям.

Рассмотрим простой пример.

Иван уже взрослый человек, у него никак не получается наладить отношения с пожилыми родителями, все попытки поговорить по душам заканчиваются взаимными претензиями и обидами, чаепития – ссорами, вечера – хлопаньем дверей. Иван злится, но и прекратить общаться с родителями не может. Вместе с психологом они пытаются разобраться в этой ситуации. Специалист интересуется, какие конкретно эмоции вызывают у Ивана эти стычки, какие чувства возникают у него, когда он звонит или приезжает к маме и отцу. Сначала Иван признается, что это злость, но в процессе следующих психологических бесед выясняется, что есть и другие противоречивые ощущения, что он с детских лет ожидает от своих родителей поддержки и одобрения, но при этом и сейчас чувствует себя школьником, которого мама и папа спрашивают: «4 за контрольную? А почему не 5? Плохо старался…». «Школьник-Иван» обижается, приходит мысль, что он плохой, неудачник, неумеха, если родители его не хвалят. Задачей психолога в этом случае будет при помощи гештальт-терапии вернуть нашему герою свою значимость, помочь вновь испытывать гордость за свои успехи, вне зависимости от родительской реакции.

Еще примеры распространенных незакрытых гештальтов:

  • Из-за отсутствия внимания и недолюбленности родителями в детские годы, взрослый человек будет усиленно искать и требовать от своего партнера проявлений любви и внимания, которых ему не хватало в детстве. Будут ли гармоничными такие отношения, где присутствует постоянное давление?
  • Распавшийся, например, по инициативе мужчины любовный союз может стать причиной того, что женщина будет постоянно проживать разрыв отношений, пытаясь определить причину и виноватую сторону, попутно доказывая бывшему любимому, что у нее все отлично, и без него жизнь стала только лучше. При таком психологическом состоянии вряд ли для этой женщины доступны счастливые отношения.

Все эти примеры свидетельствуют о том, что ситуация не прожита до конца и мысленно не отпущена. То есть, гештальт не завершен и будет и дальше доставлять человеку страдания. Известная поговорка «Время лечит» тут не сработает, необходима квалифицированная помощь специалиста.

Чем поможет специалист гештальт-терапии?

Длительность терапии в каждом случае своя – кому-то удастся за 2-3 сеанса справиться с пагубной ситуацией и наладить психоэмоциональное состояние, а кому-то не хватит и нескольких месяцев.

За время терапии психолог:

  • поможет понять, что именно вызывает у вас тревогу и негатив;
  • выявит ваши чувства и ощущения, связанные с первопричиной;
  • при помощи специальных психотерапевтических техник поможет завершить гештальт и научит действовать в похожих случаях в будущем.

Какие методы использует гештальт-терапевт в работе?

В процессе психотерапевтических сеансов клиенту предлагается делиться с психологом искренними эмоциями, отвечать на вопросы и получать обратную связь.

Читайте также:
Лечение подагры народными средствами: виды компрессов, видео, отзывы. Эффективные компрессы для снятия опухоли и боли при подагре

Психологи в гештальт-подходе используют следующие методы:

  • работу с чувствами;
  • упражнения и тесты для выражения своего состояния при помощи движений тела;
  • анализ сновидений и воспоминаний;
  • создание и проигрывание ситуации и ощущений с участием вымышленных персонажей.

Согласно принципу гештальт-терапии, главными условиями счастливой жизни являются законченность незавершенных дел и осознание клиентом своих желаний и действий, поэтому терапевт на первых этапах работы старается привести пациента именно к моменту понимания своей проблемы и причин, ее вызвавших, а в финале терапии – научить его брать на себя полную ответственность за свои решения и поступки, чтобы уметь самостоятельно исправлять сложные моменты дальнейшей жизни и проживать события до конца.

Овладеть техникой гештальт-подхода поможет наш курс – всего за 4 месяца опытные преподаватели расскажут вам о всех существующих методах гештальт-терапии, а после прохождения итоговой аттестации вы получите диплом установленного образца и сможете сами работать в должности психолога-консультанта.

Кому подойдет гештальт-терапия

Терапия решает проблемы здоровых людей или людей с невротической организацией, дает хороший эффект при трудностях, которые вызваны взаимодействием с другими людьми, при недопонимании, негативных ощущениях, обидах. То есть, пациентам с тяжелыми психическими расстройствами терапия не принесет облегчения.

Такие неприятные и опасные эмоции, как страх, тревога, агрессия, потеря смысла жизни, одиночество, чрезмерное волнение, бессонница, апатия и частое плохое настроение – тоже являются поводом для похода к гештальт-терапевту.

Метод подходит в работе с подростками, взрослыми, семейными парами. Женщины легче раскрываются на консультациях, нежели мужчины, которые привыкли руководствоваться доводами разума и с легкостью игнорируют свои желания ради достижения цели или успеха, а тщательный анализ чувств зачастую им кажется ненужным преувеличением.

Гештальт-терапия

Среди современных прикладных направлений психологии, гештальт терапию относят к группе общепризнанных безопасных подходов с хорошей доказательной базой эффективности. Такой вывод следует из накопленного мирового клинического опыта и самой сути гештальт терапии, её целостном подходе к человеку как к единству телесно-материальных, социальных и духовных сфер жизни.

В основе гештальт терапии лежит стремление к осознанной гармонии между этими сферами жизни человека, неслучайно gestalt с немецкого переводится как «цельный образ». Через осознавание и самоанализ у клиента появляется возможность обнаружить и принять отрицаемые им части своей личности: отвергаемые эмоции, желания, качества личности, мысли — тем самым восстановив целостность своей личности.

Важно сразу оговориться, что гештальт психология и гештальт терапия не соотносятся как теория и практика одной школы. Зародившись при переосмыслении идей психоанализа и вобрав на начальном этапе основной подход — гештальт — как базисный принцип, далее терапия развивалась самостоятельно, органично соединяя в себе отдельные достижения экзистенциальной и гуманистической психологии, психодрамы, восточных практик, феноменологии и других источников.

Последний теоретический момент — это динамическая концепция личности в гештальт терапии, которая описывает схему из трех составляющих каждой личности:

  • нарциссы,
  • невротики,
  • шизоиды.

С характерными для каждой из частей перечнем запросов, потребностями, эмоциями. В их тройственном балансе — гармония и психическое благополучие; в их дисфункции или неравнозначности — психопатизация и страдание. Искусство попеременного общения с каждой из этих составляющих человеческой личности и есть исцеляющая основа метода.

Приёмы, техники и методы гештальт терапии

Мы уже знакомы с теорией гештальт терапии, методы и техники которой построены на принципе постановки экспериментов и наблюдения за возникающими феноменами hic et nunc («здесь и сейчас» — лат.). Чем же приёмы гештальт терапии привлекают миллионы профессионалов и пациентов по всему миру, как они излечивают?

Согласно инструкции терапевта, пациент ставит эксперимент: вспоминает ситуацию, создаёт вымышленный диалог на важную тему со значимым для него человеком и проч., в процессе которого внимательно отслеживает появление феноменов: самых различных реакций своего тела: от мурашек, румянца, испарины и вегетативных спазмов до эмоций, воспоминаний, навязчивых желаний. Такой цикл в гештальт терапии называется осознанием.

Осознание феноменов позволяет прийти к истокам проблем и болезней — отвергнутым мыслям, чувствам, воспоминаниям, целым чертам характера, которые порождают среди многих других:

  • эготизм — абсолютный фокус на себе (своём эго) в ущерб любимым, близким, окружающим и, что не менее важно, себе самому;
  • токсический стыд — крайне сильное и деструктивное чувство стыда, которое заставляет жертву бежать от окружающих в прямом или переносном смыслах по причине невозможности этот стыд выдерживать, находясь рядом с других человеком;
  • ретрофлексию — дословно «разворот назад» и причинение себе того, что предполагалось делать окружающим и/или во вне. Крайняя степень — суицид, перед которым стоят мазохизм, соматические заболевания, имеющие истинный конверсионный (психосоматический) характер.

Чередование самостоятельной осознанности с совместной работой у терапевта в режиме «гештальт терапия на каждый день» позволяет недирективно, мягко, но эффективно решать множество проблем ментального здоровья, хотя наиболее востребованными в ЦМЗ «Альянс» (Москва) считаются индивидуальные гештальт-сессии при депрессии и панических атаках, при том, что мы также проводим и группы для семей или коллективов.

Где применяется подход гештальт терапии

Разбирая на примере работы с травмой в гештальт терапии, можно отметить такие редкие направления практики, применяемые в нашем центре, как:

  • детская гештальт терапия,
  • групповая гештальт терапия,
  • семейная гештальт терапия.
Читайте также:
Беклазон – инструкция по применению, показания, дозы, аналоги

Методика гештальт терапии алкоголизма разработана и также применяется у нас, однако это уже комплексная программа, включающая в себя много необходимых расширений вплоть до телесной терапии.

Тренировки осознанности позволяют найти и принять себя целиком as is — как есть — формируя целостный, гармоничный и исцеляющий образ, гештальт.

Гештальт-терапия — что это, методы терапии, плюсы и минусы

Поговорим о том, чем гештальт-терапия отличается от других направлений, и кому она подходит. А еще наконец-то разберемся с тем, что же такое «гештальт».

Гештальт-терапия — популярное направление. Она подходит для работы с отношениями, эмоциями, самооценкой и другими проблемами, с которыми люди сталкиваются каждый день. Но иногда клиенты опасаются обращаться к гештальтистам, потому что не знают, что это такое — в отличие от психоанализа или кбт, которые у всех на слуху. Исправим это!

Гештальт терапия — это

Направление психотерапии, которое помогает человеку обрести или возобновить контакт с самим собой, своими эмоциями и потребностями. Иногда в разных ситуациях мы теряем этот контакт и перестаем понимать себя. Главная задача гештальт-терапии — аутентичность. То есть, после курса клиент лучше понимает себя, более открыто реагирует на происходящее с ним, учится самостоятельно решать проблемы и добиваться целей.

Что такое гештальт терапия простым языком: объясняем на примере

Сергей пытается, но не может наладить отношения со своими взрослыми родителями. Все попытки поговорить выливаются во взаимные упреки, совместные ужины заканчиваются конфликтами, Сергей постоянно злится, но не может прекратить общение.

Когда он обращается к гештальт-терапевту, они вместе разбирают текущую ситуацию. Терапевт подробно спрашивает, какие именно эмоции вызывают у Сергея эти конфликты. Что он чувствует, когда звонит родителям, приезжает к ним, думает о них. Сначала Сергей говорит только о злости, но со временем на поверхность всплывают и другие противоречивые чувства: он с детства ждет от родителей одобрения и поддержки, он хочет получить это от них — но каждый раз чувствует себя маленьким мальчиком, которого спрашивают «Четыре? А почему не пять?». Ему обидно, он не чувствует себя достаточно хорошим человеком, если не получил их одобрения.

Задача гештальт-терапевта в нашем примере — вернуть Сергею ощущение собственного «я» и его значимости вне зависимости от действий и слов родителей. Не обязательно выбирать ту работу и отношения, которые родители одобрят — а потом обижаться на них за это и транслировать обиду в отношениях. Можно быть просто взрослыми людьми, которые дороги друг другу и пытаются выстроить комфортные отношения.

Причина проблем может крыться в детстве, но разбираться с ней надо здесь и сейчас.

Чтобы проговорить это, терапевт может предложить клиенту технику «Пустого стула». Например, Сергей сидит в своем кресле , ставит напротив стул и представляет, что на этом стуле сидит отец. Сергей говорит все, что он хотел бы сейчас сказать отцу, не скрывая эмоций, открыто и честно. После этого он пересаживается на стул и «становится» собственным отцом. В этой роли он говорит самому себе те вещи, которые, возможно, сказал бы отец. Со стороны эта техника может показаться нелепой, но она прекрасно работает, когда на терапии происходит работа над отношениями, и нужно поставить себя на место другого человека.

Гештальт-терапия больше опирается на эмоции, чем на логику — в этом ее отличие от когнитивно-бихевиоральной терапии. Также это направление не предполагает долгой и глубокой работы с детством. Причина проблем может крыться в детстве, но разбираться с ней надо здесь и сейчас.

Основные положения гештальт-терапии

Гештальт-терапия — это продолжение гештальт-психологии. Ее открыл Фриц Перлз в 1940-х годах. Перлз сначала учился на психоаналитика, а потом увлекся популярной в то время гештальт-психологией, которая изучала восприятие. Ее идея была в том, что любой образ стремится к завершению. Gestalt — с немецкого языка переводится как «образ». Давайте подробнее поговорим о том, что это такое.

Что такое гештальт

Психологи заметили, что наш мозг всегда стремится распознавать целостные, завершенные образы. Пример: если показать человеку незаконченный рисунок из разрозненных элементов — он будет видеть в нем целостные фигуры. Это и называется «гештальтом».

Вы можете видеть на первой картинке белый круг, на второй — квадрат, а на третьей — треугольник, хотя на самом деле это всего лишь комбинация разных других фигур.

В гештальт-терапии гештальт — это некая незавершенная ситуация, которая продолжает давить на человека. Ситуация может «не завершиться» из-за того, что не были проговорены мысли и эмоции, которые человек испытывал в процессе. Даже если физически все закончилось (например, отношения разорвались) — психологически незавершенность будет давить.

Читайте также:
Анализ крови на гепатит В и С: как сдавать кровь на исследование?

Осознанность, актуальность, ответственность

Когда клиент работает над ситуацией вместе с терапевтом, говорит о своих переживаниях — происходит осознавание. В дальнейшем клиенту нужно стремиться к осознанности во всем, что он делает. Это — главное условие счастливой жизни, согласно положениям гештальт-терапии.

На гештальт-терапии важно возвращаться в ощущение «здесь и сейчас». В прошлом какие-то вещи могли ранить нас, но здесь и сейчас они не причинят нам вреда, мы можем быть свободны от них. С этим связано понятие актуальности — работать только с теми вещами, которые волнуют клиента и происходят с ним в данный период.

Чтобы жить действительно свободно, нужно брать ответственность за свои решения. Когда мы ответственны за свою жизнь, мы всегда можем исправить в ней что-то сами. Нам не нужно ждать разрешения или одобрения других людей.

Чтобы жить действительно свободно, нужно брать ответственность за свои решения.

Важнейшее понятие гештальт терапии —

Контакт или цикл контакта. Это — психологическое взаимодействия человека со всем, что его окружает и с чем он соприкасается. В контакте важно не только взаимодействие, но и границы. То есть, человек должен понимать, что он — отдельная личность, несмотря на то, что другие могут влиять на него и наоборот.

Прерывание контакта (также ключевое понятие гештальт-терапии) как раз приводит к «незавершенности». Цель терапии — возобновить прерванный контакт, довести его до завершения и отрефлексировать.

Плюсы и минусы

Очевидный плюс гештальт-терапии в том, что она работает напрямую с чувствами клиента. Благодаря этому на терапии можно решать самые разные запросы:

— Отношения с людьми

— Неуверенность в себе, проблемы с самооценкой и границами

— Потеря и поиск смысла жизни

— Проблемы с работой и карьерой, профориентация

— Трудности в осознавании и выражении эмоций

Минус гештальт-терапии в том, что она предназначена для работы со здоровыми людьми. То есть, для работы с расстройствами личности, тяжелыми психическими расстройствами или психотическими состояниями гештальт-терапия противопоказана.

Гештальт-психотерапия

Психотерапия гештальт-терапия основана в середине двадцатого века немецким психологом Фридрихом Перлзом, но наибольшую популярность она получила в последнее время.

Название это направление происходит от немецкого понятия Gestalt – «законченное», «нечто целое», «образ». Именно это определяет главный принцип вышеупомянутого направления: целое не может восприниматься суммой его частей. Проще говоря: восприятие лица человека не сводится к суммарному восприятию отдельно его глаз, носа, рта и т.д.

«Дух Гештальта» не приемлет норму, ведь каждый человек особый, он имеет право быть непохожим на других и совершенно уникальным.

Гештальт, не вдаваясь в профессиональную специфику психологической науки, это образ ситуации в целом. Если же быть ближе к академическому определению, это – целостная структура взаимодействия человека с окружающей средой, включающая дистанцию между возникновением и удовлетворением потребности.

Особенности гештальт – психотерапии

Гештальт – психотерапия является «сборной солянкой» из разных концепций: терапии телесно-ориентированной, психоанализа, психодрамы и др. Она рассматривает человека только в качестве единой структуры со средой, как целостную систему. При этом рассматриваются такие его проявления:

С помощью этой терапии индивид приобретает о себе целостное представление и начинает жить здесь и сейчас, не окунаясь в фантазии и не обращаясь к прошлому.

Согласно теории гештальт- терапии, человек, неся в себе незаконченные ситуации из прошлого, не в состоянии нормально существовать, действовать, осознавать себя в настоящем.

Вся жизнь человека состоит из гештальтов, маленьких и больших: разговор с родителями, утреннее чаепитие, ссора с возлюбленным, прополка огорода и т.д. Они формируются при возникновении потребности, требующей удовлетворения. Если же последнее, то есть, удовлетворение не достигнуто, то есть полный цикл незакончен, тогда гештальт остается незавершенным. Это – своего рода, камень на шее, который может сопровождать человека.

Незавершенные гештальты ведут к страхам, стрессам, конфликтам, зависимостям. Если багаж индивида ими переполнен, то его очень тяжело тянуть за собой, нарушается работа механизма, который защищает психику от перегрузки. Помочь справиться с такой проблемой – и есть задача гештальт-терапии

Суть терапии

Гештальт подход в психотерапии состоит из множества методик, как вербальных, так и невербальных. Каждый гештальт-терапевт выбирает техники, которые ему больше всего нравятся, более подвластны, и по его опыту, самые эффективные. Это может быть:

• мероприятия по высвобождению внутренней энергии клиента;

• усиление реакций тела;

• работа со сновидениями;

• проигрывание разнообразных ситуаций и ролей и т.д.

Направлена гештальт-терапия на восстановление чувствительности пациента, осознанности им внутренних процессов, мыслей и идей, разных событий и явлений, а также на развитие ответственности за себя.

Читайте также:
Капли Береш Плюс: от чего помогает (капли), дозировка, аналоги

Ее философия такова:

1. Живи сейчас и здесь, а не в уже прошедшем или будущем.

2. Дело имей не с чем-то эфемерным, чего и нет вовсе, а с настоящим, что есть на данный момент.

3. Удовольствия и боль принимай одинаково.

4. Отбрось ненужные мысли, а смотри на происходящее и пробуй что-то сделать сам.

5. Не нужно оправдываться, объяснять происходящее, рассуждать и манипулировать – просто выражай свои чувства.

6. Возьми на себя полную ответственность за собственные мысли и действия.

7. Будь такой, как ты есть.

8. Ориентируйся только на себя, не выбирай кумира, не воспринимай от посторонних «следует» и «должен».

Гештальт-терапевт выполняет функцию проводника, сопровождая пациент на пути его поисков себя.

Психотерапия, основанная на специальных упражнениях, помогает индивиду осознать свои чувства, понять внутренние конфликты, язык тела, анализировать эмоции. После курса сеансов он уже полностью осознает свое «я» и может нести ответственность за собственные поступки и чувства.

Взгляд на тревожные расстройства с точки зрения гештальт-терапии

По данным литературы, одномоментно 9% населения в мире страдает каким-либо тревожным расстройством, а за все время своей жизни тревожные расстройства переносят почти 25% людей.

В физиологической точки зрения тревога – важный, необходимый каждому живому существу механизм. Тревога позволяет нам предугадывать опасность, приводить в готовность органы и системы нашего организма, тем самым обеспечивая возможность быстро и качественно адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Тревога активирует центры мозга, отвественные за двигательню активность (мобилизция), увеличивает скорость ориентировочных реакций (действие), тревога позволяет увеличить скорость обработки информации и быстрее достичб желаемого результата. Так действует тревога, помогающая нам адаптироваться. Это так называемая нормальная тревога (Данилов А.Б., Будик А.М., 2012).

Однако при длительном стрессе, чрезмерных умственных и физических нагрузках, превышающих наши адаптационнные возможности, происходит поломка системы. Это приводит к возникновению избыточной тревоги. В этом случае, в противоположность нормальной мобилизающей тревоги, падает продуктивность, уменьшается скорость реагирования на внешние стимулы, появляются сложности в концентрации внимания, неуверенность в себе. При хронификации такого состояния формируются тревожные расстройства. В МКБ-10 тревожные расстройства зашифрованы под кодом F4 и включают в себя паническое расстройство, генерализованное тревожное расстройство (ГТР), фобические и обсессивно-компульсивное расстройства.

В гештальт-терапии мы не пользуемся терминами нормальная и избыточная тревога. Чаще всего мы говорим о возбуждение, которое возрастает, и уменьшается в зависимости от фазы цикла контакта и о тревоге, которая является заблокированным возбуждением из-за прерывания возбуждения творческого роста. Тревога возникает в случае отсутствия необходимой поддержке во время опыта контакта, при неспособности справиться с трудностями текущего этапа или страха перейти к следующему шагу (Жан-Мари Робин, 2013). То, что в медицинской литературе называется нормальной тревогой, в гештальт-терапии называется волнением – активным бодрствованием, заинтересованностью и включенностью во взаимодействие с миром. (Немиринский О.В., 2015 [4]). В результате взаимодействия с миром волнение перерастает в интерес, а последний в свою очередь приводит к активным действиям. Либо при отсутствии поддержки волнение перерастает в страх и взаимодействие с миром откладывается до «лучших времен».

Симптомы, возникающие при тревоге, являются способом удержания напряжения на низком уровне интенсивности. Если физиологически посмотреть на нормальную тревогу, то она (как уже говорилось) приводит к мобилизации и действию, то есть к активной работе и умственной, и физической. При попытке сдерживать такую мышечную активность появляется мелкая дрожь. Что позволяет с одной стороны снять сильное напряжение, а с другой стороны «остаться на месте». Это происходит в результате действия разнонаправленных сил или потребностей. Где, для удовлетворения одной потребности необходимо совершить действие, а для удовлетворения другой потребности «остаться на месте». То есть одним симптомом удовлетворяются две потребности сразу (Немиринский О.В., 2015 [3]).

Многообразие же тревожных расстройств, на мой взгляд, связано с тем, что преждевременное примирение разных потребностей происходит на разных фазах цикла контакта и в зависимости от того, какой ведущий механизм прерывает контакта, имеют места разные симптомы, для сдерживания возбуждения, и соответственно разные виды тревожных расстройств.

На предконтакте Ид представляет собой различные телесные ощущения, желания, аппетит, внутренние импульсы. Все эти феномены приводят к росту возбуждения, которое на этой фазе поддерживается телом и фоном, из которого оно появляется. Если эти ощущения выносимы, то возбуждение переходит из области физических ощущений к психологическому опыту. Если же это возбуждение прерывается, то физиологический опыт остается неосознанным, то есть «я что-то ощущаю, но что именно не понятно». Тело пытается сдерживать имеющее возбуждения по средством усиления мышечного напряжения и снижения чувствительности – «ощущения неприятны и от них нужно избавиться». Ощущения, возникающие в организме в результате попыток сдержать возбуждение, воспринимаются организмом, как тревожные. Если такое состояние становится хроническим, тревога становится фиксированной. Но так как возбуждение на этой стадии цикла контакта еще не дифференцировано, то и симптомы, сдерживающие эти импульсы малоспецифичны. На соматическом уровне они представлены в виде учащенного сердцебиения, потливости, головокружения, мышечного напряжения, нарушения внимания, а на психолоческом уровне в виде опасения, беспокойства, страха, раздражительности. В психопатологии это состояние описано, как генерализованное тревожное расстройство. При ГТР тревога носит стойкий генерализованный характер и не ограничивается какими-либо средовыми обстоятельствами и даже не возникает с явной предпочтительностью в этих обстоятельствах. (МКБ-10).

Читайте также:
Вначале незаметная, а потом крайне опасная для жизни аортальная регургитация

На практике диагноз ГТР выставляется достаточно редко и часто является диагнозом исключения. Это связано с тем, что чаще всего у человека помимо тревоги есть другая симптоматика тревожно-депрессивного спектра. Исходя из вышеописанного, можно предположить, что хроническая фиксация прерванного возбуждения чаще происходит не столько на фазе предконтакта, сколько на других фазах цикла и приводит к формированию иной симптоматики.

Если в фоне достаточно поддержки, то возбуждение переходит из области физического опыта в область психологического и это соответствует фазе осознавания (начало контактирования). Жан-Мари Робин пишет, что особенностью возбуждения этой фазы является то, что она выводит организм из состояния «пустоты» и приводит к пробуждению желания. А такой растущий аппетит нуждается в «объекте», с которым должен происходить контакт и с которым нужно сблизиться, чтобы соответствовать миру и ассимилировать его.

Однако если желание не поддерживается средой и подменятся желаниям окружения, то возбуждение блокируется. Чтобы «выжить» надо отказаться от собственного желания и подменить его чужим. Энергия собвенного желания переносится на внешний объект. При хронификации этого процесса тревога трансформируется в фобии. При фобиях человек боится не столько самого объекта или пространства, сколько тех ощущений, которые возникают при столкновении с этим объктом или пространством. Человек может бояться всего, чего угодно – пауков, червей, бабочек, самолет, людей, замкнутых пространств, высоты и т.д. В основе любой фобии лежат интроективные установки. Так, клиентке, которая боялась бабочек, нельзя было быть свободной, легкой, «самой собой». Клиенту, который боялся пчел, нельзя было быть злым и аггресивным. Клиентке, которая боялась самолетов, нельзя было быть беспомощной. Сталкиваясь с определенными объектами в среде, они проецировали на эти объекты те ощущение, которые не разрешали себе испытать. Эти переживания не поддерживались средой «нельзя быть злым», «нельзя быть самим собой», «нельзя быть беспомощным» и, следовательно, у этих клиентов нет в первую очередь положительного телесного опыта, что они могут эти переживания пережить, вынести. Эти желания стали расценивались как опасные и проецировались на тот объект, который вызывал эти импульсы. Объект в дальнейшем избегался, чтобы избавить человека от неприятных ощущений.

В следующей точки цикла контакта формирование фигуры требует энергии из обоих полюсов поля – организма и окружающей среды. На фазе мобилизации энергии возбуждение стремительно нарастает и индивид «разворачивается» к окружающей среде. «Я понимаю, что я хочу, где это взять?» Как пишет Жан-Мари Робин, это момент передвижения из внутреннего во внешнее, когда фигура мигрирует с одного полюса поля (организм), к другому полю (окружающая среда) (Жан-Мари Робин, 2013). Дж. Салониа говорит о том, что обсессии и сдерживающие компульсии (термин Дж. Салониа) формируются как способ контроля возбуждения на этой стадии цикла контакта (Дж. Салониа, 2013). В отличии от предыдущей стадии, где собственные непереносимый импульсы переносятся на внешний объект и в дальнейшем просто избегаются, здесь возникает необходимость во взаимодействие со средой, поэтому развивающаяся симптоматика предполагает какие-то действия.

Клиент Т. страдает обсессиями (упорно и неотступно преследующими человека идеями, мыслями или импульсами, которые воспринимаются как болезненные и неприятные). В течение дня ему приходят в голову мысли, что он может кого-то убить или нанести серьезную травму. Надо сказать, что в жизни это чрезвычайно приятный, вежливый и улыбающийся молодой человек. Любое приближение к собственным негативным импульсам – раздражению, недовольству, негодованию, я не говорю о злости и ярости, блокируются. «Если я буду говорить о своих чувствах, меня отвергнут», у него есть уверенность в том, что ему либо нагрубят, ударят («вокруг полно агрессивных людей»), либо обидятся на него, и он будет виноват пожизненно. Этому клиенту очень трудно телесно переживать свои эмоции (недовольство, раздражение), более того, среда, в его представлении, тоже не поддерживает его. Обсессии формируются, как способ перевести возбуждение в хроническое напряжение низкой интенсивности. С одной стороны он остается для все хорошим (не жалуется, не высказывает раздражение и недовольство), с другой стороны его злость выражается в фантазиях о том, что он кому-то разбивает нос или кого-то убивает. Но этот процесс сопровождается напряженной мыслительной деятельностью, во время которой клиент пытается избавиться от нежелательных мыслей. Он говорит себе, что «он не такой», что он хороший, пытается переключиться на другую тему. Происходит своеобразное взаимодействие со средой, но в голове клиента.

Некоторые люди с обсессиями, чтобы с ними справиться начинают «покрывать» свои плохие мысли хорошим. Это выглядит уже как ритуал или компульсии (повторяющееся, целенаправленное и намеренное поведение, возникающее как реакция на навязчивости с целью нейтрализовать или предотвратить психологический дискомфорт). Дж. Салониа разделяет компульсии на сдерживающие и изгоняющие, в зависимости от того, что происходит с энергией (Дж. Салониа,2013). Сдерживающие компульсии прерывают возбуждение, также как и обсессии на стадии мобилизации энергии.

Читайте также:
Дилатренд – механизм действия, инструкция по применению и клиническая эффективность

Клиентка Ю. имеет множество разных навязчивостей, преимущественно сдерживающего характера. В ванной, она должна на счет стряхивать воду, после того как выключила душ, на счет чистить зубы и мыть голову. Любую свою потребность она рассматривает через призму «а что про меня скажут» или «как я буду выглядеть в глазах окружающих». В основе ее ритуалов есть идея аккуратности, правильности, чистоты, порядка. Она не может быть неаккуратной и не нарушать правила. Любой «нежелательный» в этом смысле импульс невозможно поддержать телесно, он сразу же трактуется как страх. «Что-то обязательно случится плохое со мной или с моими близкими, если я не буду деть эти ритуалы». Также она считает, что среда тоже не поддержит эти импульсы – «обо мне плохо подумают и отвергнут». Имеющаяся у нее симптоматика, с одной стороны, позволяет чувствовать себя правильной, сделавшей все, как нужно, а с другой стороны все-таки уже что-то сделать и быть хоть сколько-нибудь спонтанной и при этом не терять контроль (совершать действия на счет).

На следующей фазе цикла контакта возбуждение связывается с ситуацией, для того, чтобы идти вперед и контактировать полностью (Жан-Мари Робин, 2013). Дж. Зинкер называет эту фазу «фаза действия». Сила возбуждения на этой стадии очень велика. Если в поле нет поддержки для роста возбуждения, оно становится враждебным и направляется на собственное тело и личность. Тревогу, возникающую при блокировании этого возбуждения, сложно просто игнорировать, присвоить внешнему объекту или контролировать. Изгоняющие компульсивное действие не имеют ограничения во времени и количестве, как хождение по замкнутому кругу, и может продолжаться до тех пор, пока субъект не будет полностью истощен (Дж. Салониа, 2013).

Клиентка З. вынуждена по многу раз закрывать дверцу шкафа, пока ей не станет легче, или смотреть на кровать или на свою одежду, пока не почувствует внутреннее облегчение. В ее жизни много контроля со стороны родителей, они контролируют ее время и распорядок дня. Клиентка, будучи подростком, не может конфронтировать с ними напрямую. Дж. Салониа пишет, что субъект боится быть наказанным или брошенным, потому что испытал возбуждение, и, чтобы не быть «отброшенным» от отношений, он начинает напрасную попытку «выбросить» из своего тела тот опыт и ту потребность (Дж. Салониа, 2013). Раздражение, которое чувствует клиентка не может быть выражено и принято окружением. Родители так много для нее сделали. При этом нарастающее возбуждение настолько велико, что единственный способ с ним справиться – это сформировать симптом, позволяющий уйти из плоскости отношений с родителями и выражать «раздражение» и «получать облегчение» в плоскости отношения с симптомом. Помимо того, что изгоняющие компульсии помогают ей справиться с нарастающей тревогой, они также позволяют брать контроль над временем в свои руки. На выполнение ритуалов клиентке З. требуется время, любая конфронтация с ней по поводу ритуалов вызывает конфликт, поэтому родители вынуждены подчинится. Ссылаясь на ритуалы, она берет власть в свои руки, при этом, не говоря открыто нет.

Панические атака могут возникать на любой стадии цикла контакта, когда происходит потеря опоры на фон. При панических атаках, так же как и при любом тревожном расстройстве, возбуждение с большим трудом поддерживается в теле, в добавление к этому происходит потеря опоры и на функцию личности и окружение. У клиентки Н. панические атаки начались после замершей беременности. Эта ситуация столкнула ее с тяжелыми переживаниями – боль, горе утраты, бессилие и беспомощность. В начале нашей работы она с трудом опиралась на то, что она чувствует и на то, кем в этот момент является – «женщиной, потерявшей ребенка». Ее окружению также было сложно поддержать ее в этом новом качестве. Эта тема игнорировалась в семье, «что было, то прошло», «все будет хорошо». Вся эта ситуация столкнула ее с непредсказуемостью и неконтролируемостью жизни и для поддержки этих переживаний не было опоры в среде. Именно такая непростая конфигурация и явилась причиной возникновения атак.

Таким образом, описанные выше тревожные расстройства возникают в результате отсутствие опоры на ид функцию и опоры на функцию личности, заполненную инроективно-проективными представлениями о себе. При ГТР возбуждение не поддерживается в теле, функция личности не активна. При фобиях и ОКР, возбуждение в теле ощущается, но не осознается, человек опирается при этом на функцию личности, наполненную интроектами из окружения. Панические атаки возникают при отсутствии опоры на ид функцию и на функцию личности и при одновременном обрушение фона.

Читайте также:
Миома матки и ее симптомы: как определить опухоль у женщин и как на ранних стадиях распознать ее первые признаки

На мой взгляд, рассмотрение симптоматики при тревожных расстройствах в зависимости от фаз цикла контакта, дает нам, как терапевтам, представление об особенностях сдерживаемого возбуждения и, следовательно, информацию интенциональности контакта клиента.

1. Данилов А.Б., Будик А.М. Что такое тревожное расстройство. Информационно-образовательный модуль. 2012
2. Жан-Мари Робин. Тревога внутри ситуации: нарушение контактного опыта. В сборнике Гештальт-терапия в клинической практике. От психопатологии к эстетике контакта. МИГТИК, перевод на русский язык, 2017.
3. Немиринский О.В. Принципы применения гештальт-терапии в клинической практике. Сборник Симптом и Контакт. МИГТИК 2015.
4. Немиринский О.В. Гештальт-терапия психосоматических расстройств: от симптома к контакту. Сборник Симптом и Контакт. МИГТИК 2015.
5. Джованнии Салония. Гештальт терапия фобического, обсессивного и компульсивного стиля отношений. В сборнике Гештальт-терапия в клинической практике. От психопатологии к эстетике контакта. МИГТИК, перевод на русский язык, 2017.

Процедуры, техники и приемы работы в гештальт-терапии

Психотерапия Фрица Перлза.
скачать видео

Перлз обвиняет Глорию в неискренности. Глория возмущена!
скачать видео

И в индивидуальной, и в групповой работе основная роль гештальт-терапевта заключается в том, чтобы фокусировать внимание клиента на осознавании происходящего “здесь и сейчас”, ограничении попыток интерпретировать события, внимании к чувствам-индикаторам потребностей, собственной ответственности клиента как за реализацию, так и за запреты на реализацию потребностей.

Основные приемы работы и техники гештальт-терапии – осознавание, фокусировка энергии, принятие ответственности, работа с полярностями, монодрама, техника «горячий стул» или «пустой стул».

Технические процедуры в гештальт-терапии называются играми. Это разнообразные действия, выполняемые пациентами по предложению психотерапевта, которые способствуют более непосредственной конфронтации со значимыми переживаниями. Игры предоставляют возможность экспериментировать с самим собой и другими участниками группы. В процессе игр пациенты «примеряют» различные роли, входят в разные образы, отождествляются со значимыми чувствами и переживаниями, отчужденными частями личности. Цель игр-экспериментов – достижение эмоционального и интеллектуального просветления, приводящего к интеграции личности.

Большое внимание в гештальт-терапии уделяется и работе со снами пациентов. Но, в отличие от психоанализа, сны в гештальт-терапии не интерпретируются. Они используются для интеграции личности. Перлз полагал, что различные периоды сна выступают фрагментами личности. Для того чтобы достичь интеграции, необходимо их совместить, снова признать своими эти спроецированные, отчужденные части нашей личности и признать своими скрытые тенденции, которые проявляются во сне. С помощью проигрывания объектов сна, отдельных его фрагментов может быть обнаружено скрытое содержание сновидения через его переживание, а не посредством его анализа.

О некоторых распространенных техниках и приемах работы гештальт-терапевта​ (в вопросах и ответах) – по материалам статьи Ирины Ребрушкиной.

Зачем гештальт-терапевту пустой стул?

Пустой стул используется в экспериментах, направленных на прояснение и усиление чувств, – в том случае, когда клиенту трудно определить, что он чувствует к тому или иному человеку или в связи с какой-то ситуацией. Пустой стул помогает организовать пространство эксперимента, способствует оживлению представлений, облегчает и катализирует работу воображения.

Почему гештальт-терапевт часто задает эти вопросы: «Что ты чувствуешь?», «Что при этом происходит в теле?», «Чего бы ты сейчас хотел?» – и подобные?

Терапевт задает эти вопросы, когда наблюдает признаки прерывания контакта (когда клиент ничего не чувствует; не знает, что чувствует или не замечает своих чувств; не понимает, чего хочет; не знает, как достичь желаемого, и пр.).

Как уже говорилось выше, человек счастлив, когда его потребности удовлетворяются. Однако правда не всегда легко определить, какова моя потребность, чего я хочу и как это можно получить. Понять это помогает обращение не к отдельным сферам своей личности, а ко всем в их взаимосвязи (задействовать свою личность целиком, как гештальт) – например, не только к мыслям, идеям, оценкам, но и к телу, чувствам, своим способам контакта со средой.

Телесные ощущения – ключ к чувствам, эмоциям (все эмоции живут в теле, имеют телесное выражение). Чувства, эмоции – это ключ к потребностям.

Зачем терапевт делится своими чувствами?

Терапевт выступает для клиента в роли среды, и клиент получает возможность в безопасной обстановке изучить и свои реакции на среду, и то, как среда реагирует на него.

Почему гештальт-терапевт часто переводит фокус внимания с содержания проблемы и описания ее подробностей на то, что происходит между терапевтом и клиентом, и задает вопрос: «А как это в наших отношениях?»

Клиенты (и я в роли клиента – не исключение) обычно стремятся во всех деталях рассказать терапевту свою историю или описать проблему: кажется, что именно тогда мозаика сложится, терапевт увидит полную картину, поймет и подскажет, как надо поступить. Но рассказывать всё-всё – бесполезно и даже вредно: теряется время, его не хватает ни на что, кроме рассказа и слушания; иногда потребность клиента действительно только в том, чтобы быть безоценочно выслушанным; однако обычно клиент хочет какого-то отклика, реакции, мнения, на которые тоже как-то реагирует, но на рассмотрение этих важных вещей не останется времени, если всю сессию посвятить только подробному рассказу о проблеме.

Читайте также:
Гематокрит повышены у взрослого: о чем это говорит, основные причины

То, как клиент обходится со своими потребностями, как контактирует со средой, чтобы удовлетворить их, – все это можно проследить на примере того, как он контактирует с терапевтом. Отношения с терапевтом – это маленькая модель того, как клиент строит отношения с другими людьми, и свои паттерны он обычно воспроизводит не только в жизни, но и в терапии.

Например, клиент приходит работать над проблемой ответственности: не может определить границы своей ответственности в близких или деловых отношениях, берет больше или меньше ответственности, чем ему нужно. Эта же проблема будет воспроизводиться и в его отношениях с терапевтом: клиент будет пытаться переложить на терапевта всю ответственность за свое продвижение в терапии или, напротив, не замечать, не признавать ответственности терапевта и т. п. И если проследить и решить эту проблему на примере клиент-терапевтических отношений, то клиент научится решать проблему ответственности и в других своих отношениях.

Получается, что мозаика проблемы обычно состоит из паттернов – повторяющихся элементов орнамента. И тот фрагмент узора, который повторяется, обычно хорошо виден на самом небольшом отрезке общения.

Особенности групповой работы в гештальт-подходе

Как и во многих группах психотерапевтической направленности, в группе происходит (и поощряется) групповая динамика, открытое выражение скрытых, негативных чувств и обсуждение следующих на это эмоциональных реакций. Как правило, группа работает в режиме изначально принимаемых строгих правил, в достаточно закрытом режиме и обычно негативно реагирует на появление новых участников как на потенциальную опасность для внутригрупповой атмосферы. См.→

Клинические проявления ГЕРПЕТИЧЕСКОЙ ИНФЕКЦИИ У БЕРЕМЕННЫХ

Каковы возможные последствия инфицирования ВПГ во время беременности? Какие формы герпетической инфекции у беременной женщины наиболее опасны для плода и новорожденного? Каковы возможные варианты клинических проявлений герпетической инфекции у н

Каковы возможные последствия инфицирования ВПГ во время беременности?
Какие формы герпетической инфекции у беременной женщины наиболее опасны для плода и новорожденного?
Каковы возможные варианты клинических проявлений герпетической инфекции у новорожденных?

Частота распространенности вируса простого герпеса (ВПГ) среди беременных в США составляет 22-36%, в Европе — 14-19%. За период с 1966 по 1993 год частота случаев герпеса у новорожденных также возросла с 2,4 до 28,2 случаев на 100 тыс. новорожденных [19]. В России распространенность ВПГ среди популяции увеличилась в период с 1993 по 1997 год с 8,5 до 14,1 случаев на 100 тыс. населения [5]. Однако истинная частота врожденного герпеса и герпеса новорожденных остается неустановленной, так как в большинстве стран мира отсутствуют правила обязательной регистрации герпетической инфекции [17].

Герпетическая инфекция может протекать атипично, латентно, что представляет большие трудности для своевременного ее распознавания и является причиной диагностических ошибок.

Общепринятые бактериологические и микробиологические исследования не всегда позволяют выявить возбудителя в острой фазе заболевания, и нередко болезнь принимает хроническое течение, а женщины становятся носителями вирусной инфекции. Специфическая локализация ВПГ приводит к хроническим воспалительным процессам (эндометриту, цервициту, вульвовагиниту), а во время беременности – к поражению плаценты, плода и невынашиванию [2, 3, 7].

    Установлено, что внутриутробное инфицирование плода ВПГ может происходить:
  • трансплацентарно, трансцервикально или восходящим путем из инфицированного родового канала и гениталий;
  • трансовариально — из полости малого таза по маточным трубам. Инфицирование новорожденного может происходить:
  • в процессе родов — при прохождении плода через родовые пути;
  • после родов (аэрогенно или при контакте с инфицированным медицинским персоналом, инструментарием, при нарушении санитарно-противоэпидемического режима, через молоко) [1, 9].

Внутриутробная герпетическая инфекция в ранний период беременности обычно заканчивается развитием уродства плода и самопроизвольным выкидышем. Инфицирование плода во II-III триместрах беременности может привести к развитию клинически манифестирующего герпеса у новорожденного в виде генерализованных или локальных проявлений (поражение ЦНС, глаз, кожи, ротовой полости) и латентного носительства [2, 4, 7, 10].

Влияние герпетической инфекции на течение беременности и состояние плода обусловлено двумя основными механизмами.

Во-первых, возможно инфицирование плаценты, околоплодных вод и оболочек, а также самого плода. Это может привести к повреждению плаценты, оболочек, тератогенным изменениям в тканях эмбриона и плода, к развитию локальных или генерализованных поражений, а также к латентной инфекции плода, с последующими клиническими проявлениями в постнатальном периоде.

Во-вторых, возможно влияние ГИ с развитием у беременной лихорадки, нарушений функции фетоплацентарной системы, гомеостаза, гормонального баланса. Указанные причины могут приводить к ранним и поздним выкидышам, задержке развития беременности, преждевременным родам, антенатальной гипотрофии, гипоксии, уродствам и гибели плода, развитию врожденных форм инфекции у новорожденных [6, 8, 11].

Многообразие клинических проявлений обусловлено длительностью и формой манифестации инфекции у беременной, свойствами и вирулентностью вируса, состоянием плацентарного барьера и защитных сил как матери, так и плода [6].

Читайте также:
Диета стол № 4 при колите, меню для детей

Изучение влияния герпетической инфекции на течение беременности, развитие плода и новорожденного показало, что наиболее серьезную опасность в любом триместре беременности представляют генерализованные формы ГИ у женщин и первичная инфекция во время родов.

Частота инфицирования новорожденного при наличии у беременной первичной герпетической инфекции достигает 40-50%, тогда как при рецидивирующей – 5% [12, 15, 20]. Такое различие обусловлено тем, что при рецидивирующей форме инфекции интенсивность и продолжительность выделения вируса меньше, чем при первичной. Кроме того, защитное действие оказывают специфические антитела, пассивно передающиеся новорожденному от матери, страдающей рецидивирующей формой герпетической инфекции. Следует иметь в виду, что внутриутробное инфицирование плода может происходить как при первичной, так и при рецидивирующей герпетической инфекции. При массивной вирусемии создаются благоприятные условия для трансплацентарного проникновения ВПГ в плод.

Герпетические инфекции у беременных относятся к числу самых распространенных заболеваний, определяющих внутриутробное инфицирование, эмбрио- и фетопатии, акушерскую патологию. В последние годы отмечена тенденция к увеличению инфицирования беременных вирусом простого герпеса и способностью ГИ, при определенных условиях, к эндемическому распространению

Поскольку беременность сопровождается иммуносупрессией, она может быть одним из естественных предрасполагающих факторов реактивации латентной герпетической инфекции и способствовать более частому рецидивированию, диссеминации ВПГ в организме, развитию генерализованной инфекции. Основные функциональные системы оказываются в “режиме предельной загруженности” и не могут адекватно и надежно реагировать на развитие инфекции. Решающее значение в этом сложном патологическом процессе, по-видимому, принадлежит состоянию иммунологической реактивности организма беременной.

По особенностям клинической картины течения заболевания выделяют: первичный (острый) и рецидивирующий (хронический) герпес [1].

Первичный генитальный герпес в типичных случаях начинается с локальных симптомов: болей, высыпаний на коже больших и малых половых губ, промежности, слизистой влагалища и шейке матки, дизурии, уретральных и вагинальных выделений, болезненности в паху. Инкубационный период, как правило, колеблется от трех до семи суток. Очень высок процент (до 60%) атипичного течения, когда единственным симптомом инфекции являются вагинальные выделения. Изменения могут проявляться в виде зуда, жжения, эритемы, отечности, единичных или сгруппированных везикул и папул, эрозии и язв, которые разрешаются к 6–12 дню. После отторжения корочек происходит эпителизация пораженных участков без существенных изменений кожи и слизистых оболочек. Иногда в области пузырьков некоторое время сохраняется гиперемия и пигментация [1, 6].

Больные с генитальным герпесом нередко жалуются на плохое общее самочувствие, быструю утомляемость, головные боли, бессонницу, субфебрильную температуру. Эти симптомы максимально выражены в продроме и в первые два дня после появления элементов поражений, и постепенно ослабевают в течение первой недели заболевания.

Средняя продолжительность активного выделения ВПГ из шейки матки и уретры — 5–6 дней от момента появления элементов поражения. В то же время следует иметь в виду, что выделение вируса может происходить достаточно длительно и при отсутствии видимых изменений слизистой оболочки.

Рецидивирующий герпес характеризуется длительным и упорным течением. Постоянные обострения процесса чередуются с периодами ремиссии различной продолжительности. Обострение рецидивирующего герпеса происходит после различного рода внешних воздействий или снижения защитных сил организма.

Частота рецидивов и продолжительность ремиссий весьма вариабельна: от одного раза в два-три года до ежемесячных обострений.

Клиническая картина при рецидивирующем генитальном герпесе напоминает вариант острого его течения. При рецидивах обычно слабее, чем при первичной острой инфекции, выражены экссудативные процессы, более длительно протекает заживление [1, 5, 6].

Многолетнее течение генитального герпеса может обусловить возникновение стойких локальных изменений в виде гиперпигментации кожи и слизистых оболочек. Частые рецидивы генитального герпеса, сопровождающиеся зудом, чувством жжения, болями, наиболее тяжело переносятся больными и нередко приводят к развитию невротических состояний. В зависимости от локализации генитальной герпетической инфекции выделяют следующие уровни герпетического поражения органов малого таза:

  • поражение наружных половых органов;
  • герпетические кольпиты, цервициты, уретриты, циститы;
  • герпетические эндометриты, сальпингоофориты.

Клинические проявления герпетических поражений внутренних половых органов не имеют специфических особенностей по сравнению с воспалительными процессами невирусной этиологии. Больные отмечают боль и чувство тяжести внизу живота и в крестце, умеренные серозные выделения из половых путей. Как первичный, так и рецидивирующий генитальный герпес могут сочетаться с другими видами герпетической инфекции. Однако первичная инфекция во время беременности представляет большую угрозу для жизни самой женщины и плода, поскольку возрастает риск диссеминации ВПГ и развития герпетического энцефалита, гепатита.

Наиболее тяжело протекает генерализованная форма герпетической инфекции, характеризующаяся множественным поражением органов и систем организма.

Анализ наблюдений свидетельствует о том, что генерализованная герпетическая инфекция у женщин развивается преимущественно в III триместре беременности и почти всегда ассоциируется с первичным заражением вирусом простого герпеса. Генерализация инфекции происходит постепенно. Первыми вовлекаются в патологический процесс половые органы, влагалище и шейка матки, являющиеся входными воротами инфекции. В 1/3 случаев первичный очаг локализуется на губах, в полости рта, гортани, иногда на коже [1, 3].

Читайте также:
Миома матки и ее симптомы: как определить опухоль у женщин и как на ранних стадиях распознать ее первые признаки

От момента первичного заражения или peaктивации латентной герпетической инфекции до генерализации проходит от одного-двух дней до недели и более. Такая вариабельность сопоставима с основными этапами патогенеза ВПГ-инфекции: миграцией вируса, вирусемией различной продолжительности и интенсивности, поражением кожи или слизистой оболочки. Клиническая картина генерализованного герпеса характеризуется бурным и полиморфным течением. Однако четко можно выделить выраженные симптомы общей интоксикации: лихорадку, озноб, мышечные боли, общую слабость.

Почти всегда первой поражается печень. Развивающийся гепатит (в 80–90% случаев), по-видимому, характеризует классическое течение генерализованного герпеса и требует внимательного отношения при проведении дифференциального диагноза с вирусными гепатитами, холециститом и поражением печени на фоне нефропатии. Редко выявляются клинические признаки миокардита, панкреатита, энцефалита, нефрита [13, 18, 21].

Часто генерализованная герпетическая инфекция во время беременности сопровождается умеренной лейкопенией на фоне нейтрофилеза, тромбоцитопенией, повышением уровня ферментов печени. При отсутствии специфической терапии летальность очень высока (до 70 – 85%).

Герпетическая инфекция у новорожденного может быть проявлением как внутриутробного (врожденная), так и перинатального (интра- и постнатального) инфицирования. В результате анте-, интра- или постнатального инфицирования может развиться генерализованная или локальная форма заболевания, проявляющиеся симптомами поражения ЦНС, глаз, кожи, ротовой полости. Врожденная герпетическая инфекция характеризуется широким полиморфизмом и выявляется при рождении либо в первые 24 – 48 ч жизни новорожденного.

Инкубационный период герпетической инфекции, приобретенной новорожденным во время или после родов, колеблется от 2 до 30 дней [1, 12].

    Клиническая картина в основном характеризуется синдромными патогномоничными поражениями:
  • кожи и слизистых оболочек;
  • центральной нервной системы (повышение внутричерепного давления, гипотония, гипорефлексия, апноэ, нарушение терморегуляции, двигательная гиперреактивность, судорожный синдром);
  • органов дыхания (цианоз, одышка, пневмония);
  • печени (гепатоспленомегалия, желтуха, повышение уровня трансаминаз, прогрессирующая гипербилирубинемия, врожденные пороки развития печени и желчевыводящих путей);
  • ДВС-синдромом (кровотечения).

Локализованные поражения кожи, слизистой оболочки глаз или полости рта обычно проявляются на 10 – 11-е сутки после рождения и составляют 20 – 30% всех форм манифестации герпетической инфекции у новорожденных. При локализованной форме болезни имеются единичные или сгруппированные везикулярные высыпания, располагающиеся чаще на коже лица и конечностей. Везикулы быстро вскрываются, и образуются мелкие эрозии. Кроме везикулярных повреждений, может быть пятнистая эритема. Иногда наблюдается повторное появление свежих высыпаний.

Кожные проявления герпетической инфекции у новорожденных обычно протекают благоприятно, однако в ряде случаев (до 20%) наблюдаются неврологические нарушения. При этом клинические признаки поражения ЦНС отчетливо выявляются в более поздние сроки. Поражения глаз проявляются кератоконъюнктивитом и хориоретинитом. Герпетические проявления инфекции в полости рта у недоношенных наблюдаются в три раза чаще, чем у новорожденных, родившихся в срок. При этом в большинстве случаев характерным является поражение слизистой оболочки неба в виде участков поверхностного некроза эпителия, которые преимущественно локализуются на границе твердого и мягкого неба, симметрично с обеих сторон, реже – на небных дужках. Инкубационный период заболевания колеблется от 2 до 12 дней. У некоторых детей герпес в полости рта может проявляться в более поздние сроки — от 10 до 30 дней [8, 19, 22].

Элементы поражения могут локализоваться также на слизистой оболочке десен, на красной кайме губ, на небных дужках, крайне редко — на языке в виде единичных везикулярных высыпаний. Эрозии эпителизируются на слизистой оболочке полости рта на 4 – 8-й день от начала их появления. Температурная реакция, как правило, отсутствует, редко имеет место субфебрильная температура.

Локализованные поражения ЦНС встречаются у 30 – 35% новорожденных, проявляются в основном в 15 – 17-дневном возрасте и характеризуются более высокой летальностью – до 50 – 70%. Сочетание симптомов поражения герпетической инфекцией ЦНС с локализованными формами является неблагоприятным прогностическим признаком.

Особенно тяжело протекает генерализованная герпетическая инфекция у недоношенных детей. Летальность достигает 80 – 95%. При этой форме заболевания выявляются повреждения практически в каждом органе ребенка, однако наиболее выражены они в головном мозге, печени, легких, надпочечниках. Примерно у 60 – 70% детей генерализованная инфекция характеризуется поражением ЦНС.

При анализе клинической картины генерализованной герпетической инфекции и локализованного поражения ЦНС у новорожденных необходимо учитывать тот факт, что 20% из них могут не иметь никаких признаков поражения кожи, а это в значительной степени затрудняет диагностику заболевания.

Таким образом, у беременных с герпетической инфекцией должен быть предусмотрен комплекс диагностических, профилактических и лечебных мероприятий, направленных на исключение или уменьшение случаев возникновения врожденной внутриутробной инфекции, что должно быть обязательным условием создания эффективной системы профилактики и охраны здоровья матери и ребенка.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: